К основному контенту

"Экстаз"


Проблемой в творении Гаспара Ноэ может стать то, что Climax где-то посередине между ярким импровизационным карнавалом и эстетским фильмом, и это не "золотая середина". Данный подход обрушивает строение куда серьезнее, чем мягкие образы и какие-либо маски чего-то вроде, обожечтоэто, пост-Годара. Кстати, у Годара есть замечательная работа "Фильм-социализм", которая по мнению многих действительно оправдывает свое название, так вот очень бы хотелось бы увидеть от Гаспара Ноэ "Фильм-экстаз", но вместо этого получаем только "Экстаз" - кино, критически и практически академично изображающее стороны экстаза, в его прекрасной и мрачной искусственной форме, с климаксом-оборотнем. 

 Climax - не чистое кино-опыт, атака на чувства, хотя название вроде требует обратного, нет, в лучшем представлении это неплохо вычищенный триллер на грани аттракциона с прямолинейным использованием отличного набора инструментов: вот тебе сцена, в которой камера феерически монотонно будет двигаться в одной манере, а вот здесь она будет статична, в другой сцене же поставим такой приемчик, тут такой приемчик, вот десятый проход по коридору, вот специальный искрометный отрезок с диалогами, вот первый танец, вот второй танцевальный отрезок и т.д. Сюда же провокационные моменты и драматический облик. Во многом как раз из-за той самой импровизационности, казалось бы спасительной, всё четко и всё броско, а если нечетко, то и это будет на виду. В то же время мы следуем за всеми и никем, и это пожалуй единственный хаос, который фильму удалось реализовать в полной мере - спорно показанное ощущение коллективной невозможности. Но и в ней просчитывается бессильная перед лицом примитивного киноязыка скудная, четкая, аккуратная структурированность - она продолжает сохраняться аж до самого конца (вот что по-настоящему разочаровывает) - это отталкивает, а может быть подкупает циников - кино, которое не живет своей жизнью.

В остальном, отходя от границ, конечно же всё равно круто, смотришь и офигеваешь. Climax лишен музыкальности, здесь нет грациозности любой, даже самой авангардной симфонии, но не стоит ругаться, так как отчасти всё верно, ведь музыкальности лишен и наркотический эффект. Но "бэд трип" отделим и не осуществим сам по себе, на передний план выходит другое: здесь есть заразительный драйв танцев, персонажи неожиданно очаровательны, пространство наполнено цветовыми переходами и герметичностью, и естественно это всё вместе весьма страшно, головокружительно и изматывающе. Высушивая всё цифрами: погружение может не на 100%, но на 70-80%. Искусственная напыщенность и "школьность" действительно заслоняются технической уверенностью, даже самоотверженностью действий всех участников - оператор, актеры или больше танцоры, режиссер, все они внутри, фантазируют на разных слоях одной площадки. Может быть действительно и включается даже просто защитный зрительский механизм от "бэд-трипа", который прорывается с экрана, приобретая вопиющую объемность, куда уж тут зашоренному 3D. Тот восхитительный случай, когда мы всё же не хотим использовать даже как правило положительно оцениваемое определение "атмосферность", в случае "Экстаза" оно слишком сужает и дистанцирует.

Так и не обнаруживая идеальное воплощение минималистичного концепта, не теряя берегов просто экспериментального фильма, "Экстаз" сложно назвать однозначным фаворитом в гонке за культовостью, одновременно хочется надеяться, что движение в этом направлении может привести наконец к настоящему ощущению океана. Ждем, что дальше - фильм имеет пробуждающие способности, пробуждает он и веру в потенциал кино Гаспара Ноэ. А необходимость визита в кинотеатры в данном случае очевидна, это всё же особенный фильм, явление, равное которому в кинозалах в 2018 году вряд ли можно найти и испытать - именно там, со всем необходимым усилением звуковой аппаратуры и давлением большого экрана, можно с минимизированным уроном от шероховатастей и безосновательной дымки лишних по-киномански разбавляющих элементов предаться оригинальному опьянению. 

Кинокритик Антон Долин сообщает, что этот и так маленький фильм был бы целомудреннее в короткометражном формате, не был бы таким скучным, но это похоже на взгляд с позиции человека, которому опыт не пришелся по душе. Для тех же, кому кино зашло, скорее очевидно, что именно длина обычного полнометражного фильма дает "Экстазу" вдоволь развернуться, наладить эмоциональный контакт, чтобы в итоге им с лихвой можно было проникнуться - что это за карнавал, который длился бы меньше получаса - вот уж что и правда стало бы исключительно парадом эффектов, бездумным и ещё более бездушным фейерверком. В его же продолжительности обнажается человечность диджея - авторская и во многом малоприятная, она рождает грандиозность.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кинонеделя #4 - Наплыв годноты: Breaking Bad, How I Met Your Mother, Gravity, Metallica, Pieta, Upside Down и это ещё не всё...

На прошедшей неделе я познал у видел столько всего впечатляющего, принадлежащего миру кино, что этого оказалось даже слишком много. Поэтому чтобы написать нормальный пост обо всём этом мне бы понадобился наверное целый день и  в итоге я решил схалутрить и практически ничего не писать. Но это ни в коем случае не передоз, и я хотел бы чтобы каждая неделя у меня содержала столько хорошего кина. Кино прошлой недели Это должен был быть огромный постище, который никто бы не смог дочитать до конца, уснув где-то в лавинах букв во время чтения.  А ещё мне лень. Поэтому я просто выкладываю наглядный список годноты огромным шрифтом. Чем больше шрифт, чем более продукт меня впечатлил. А ниже списка тысяча картинок из этих самых продуктов и видеообзоры к фильмам (без спойлеров конечно), премьеры которых я посмотрел на прошлой неделе. К некоторой годноте из списка ниже, у меня есть чувство, что я должен буду ещё обязательно вернуться в этом блоге, потому что иначе неприлично -_-. ...

"Лето"

Покопался в поиске метких твитов об очень хорошем, тихом и громком, крутом, чувственном, грустном и теплом, романтично черно-белом и окрашенным молодостью, свободолюбивом (#ЭтогоНеБыло) фильме Кирилла Серебренникова , название которого созвучно и переплетается с названием "Кино", и в той же степени что и "Кино" - заголовок рассказывающий о рок-группе, в той же степени "Лето" может считаться полноценной биографией о  Викторе Цое и отчасти о Майке Науменко, чьего персонажа в приятном исполнении Ромы Зверя , впрочем можно счесть и главным - фильм вообще с разной степенью восхищения легко воспринимать в довольно просторном диапазоне, для этого воздуха в нём достаточно, а биографические обязательства здесь скорее могли бы даже больше сковывать картину, но ей и с ними удалось душевно сдружиться. И поэтому можно говорить, что в итоге главное здесь конечно же само лето, нечто маленькое и широкое, моментальное и бесконечное - буквальное в том числе, но конечн...

Смена ролей

В связи с созданием канала на платформе Яндекс Дзен - там очень легкий, удобный и приятный дизайн - стоит заявить, что немного меняется предназначение этого блога, который я всё же по-прежнему считаю главной личной страничкой в сети. Тексты, посвященные, например, мнениям о просмотренных свежих новинках теперь будут появляться в Дзене, то же самое скорее всего будет с другими подобными текстами, посвященным определенным произведениям в стандартной форме. Что же тогда останется здесь? Хочется надеяться, что получится адаптировать блог как раз для более личных, свободных постов, не привязываемых так жестко к тому, что претендовало бы на сухое звание обзора, рецензии, структурированной подборки - это вовсе не означает, что теперь буду писать здесь не про фильмы, игры или музыку, а только какую-то фигню из личной жизни. Напротив, все эти медиумы составляют серьезную часть личного опыта, поэтому именно такая их роль может быть и будет реализована в дыхании обновленного блога.

"Кловерфилд, 10" и отношения со "спойлерами"

Можно и нужно идти (особенно если вы любите говорить что-то вроде: "Хм, что-то здесь не чисто") в кинотеатр на 10 Cloverfield Lane - фильм, которому можно дать очень краткий, но меткий синопсис с описанием завязки. _________________________________________________________________________________ Синопсис: Главная героиня попадает в аварию и просыпается в запертом бункере, хозяин которого либо сошёл с ума, либо спас девушку от неведомой, но очень смертельной всепоглотившей крупной катастрофы, случившейся на поверхности (варианты варьируются от корейской бомбы до инопланетного вторжения). _________________________________________________________________________________  Можно брать с собой попкорн: есть и время для его незаметного увлеченного жевания и время, когда попкорн будет застывать в сантиметре от открытого рта, может быть даже падать, чтобы потом для уборщицы была дополнительная работа. Это хороший триллер. Напряженный, способный заставить вздрогнуть. А что,...

"Битва за Севастополь"

В канун 70-летия победы в Великой Отечественной войне российский кинематограф как никогда разразился целым рядом больших новинок в жанре военного кино. Опасения, всегда непосредственно связанные с массовым дорогим российским кинопромом, как в случае с например повальным завалом часто очень сомнительными комедиями, сложно просто так отогнать - поэтому с этим особым ажиотажем связывать серьезные надежды на большие и тотальные успехи российского кино просто как-то непривычно. В период с начала 2015 года по июнь успели выйти и ещё выйдут в прокат следующие фильмы: "Батальонъ" , "Битва за Севастополь" , "А зори здесь тихие..." , "Дорога на Берлин" , "Единичка" .  Удивительно отметить, что в трёх из этих картин эксплуатируют в сюжете образ героя-женщины - что явно не является стандартом сюжетов военного кино. Но что ещё удивительнее - факт, что уже две таких картины ( "Батальонъ" и   "Битва за Севастополь" ) получил...