Проблемой в творении Гаспара Ноэ может стать то, что Climax где-то посередине между ярким импровизационным карнавалом и эстетским фильмом, и это не "золотая середина". Данный подход обрушивает строение куда серьезнее, чем мягкие образы и какие-либо маски чего-то вроде, обожечтоэто, пост-Годара. Кстати, у Годара есть замечательная работа "Фильм-социализм", которая по мнению многих действительно оправдывает свое название, так вот очень бы хотелось бы увидеть от Гаспара Ноэ "Фильм-экстаз", но вместо этого получаем только "Экстаз" - кино, критически и практически академично изображающее стороны экстаза, в его прекрасной и мрачной искусственной форме, с климаксом-оборотнем.
Climax - не чистое кино-опыт, атака на чувства, хотя название вроде требует обратного, нет, в лучшем представлении это неплохо вычищенный триллер на грани аттракциона с прямолинейным использованием отличного набора инструментов: вот тебе сцена, в которой камера феерически монотонно будет двигаться в одной манере, а вот здесь она будет статична, в другой сцене же поставим такой приемчик, тут такой приемчик, вот десятый проход по коридору, вот специальный искрометный отрезок с диалогами, вот первый танец, вот второй танцевальный отрезок и т.д. Сюда же провокационные моменты и драматический облик. Во многом как раз из-за той самой импровизационности, казалось бы спасительной, всё четко и всё броско, а если нечетко, то и это будет на виду. В то же время мы следуем за всеми и никем, и это пожалуй единственный хаос, который фильму удалось реализовать в полной мере - спорно показанное ощущение коллективной невозможности. Но и в ней просчитывается бессильная перед лицом примитивного киноязыка скудная, четкая, аккуратная структурированность - она продолжает сохраняться аж до самого конца (вот что по-настоящему разочаровывает) - это отталкивает, а может быть подкупает циников - кино, которое не живет своей жизнью.
В остальном, отходя от границ, конечно же всё равно круто, смотришь и офигеваешь. Climax лишен музыкальности, здесь нет грациозности любой, даже самой авангардной симфонии, но не стоит ругаться, так как отчасти всё верно, ведь музыкальности лишен и наркотический эффект. Но "бэд трип" отделим и не осуществим сам по себе, на передний план выходит другое: здесь есть заразительный драйв танцев, персонажи неожиданно очаровательны, пространство наполнено цветовыми переходами и герметичностью, и естественно это всё вместе весьма страшно, головокружительно и изматывающе. Высушивая всё цифрами: погружение может не на 100%, но на 70-80%. Искусственная напыщенность и "школьность" действительно заслоняются технической уверенностью, даже самоотверженностью действий всех участников - оператор, актеры или больше танцоры, режиссер, все они внутри, фантазируют на разных слоях одной площадки. Может быть действительно и включается даже просто защитный зрительский механизм от "бэд-трипа", который прорывается с экрана, приобретая вопиющую объемность, куда уж тут зашоренному 3D. Тот восхитительный случай, когда мы всё же не хотим использовать даже как правило положительно оцениваемое определение "атмосферность", в случае "Экстаза" оно слишком сужает и дистанцирует.
Так и не обнаруживая идеальное воплощение минималистичного концепта, не теряя берегов просто экспериментального фильма, "Экстаз" сложно назвать однозначным фаворитом в гонке за культовостью, одновременно хочется надеяться, что движение в этом направлении может привести наконец к настоящему ощущению океана. Ждем, что дальше - фильм имеет пробуждающие способности, пробуждает он и веру в потенциал кино Гаспара Ноэ. А необходимость визита в кинотеатры в данном случае очевидна, это всё же особенный фильм, явление, равное которому в кинозалах в 2018 году вряд ли можно найти и испытать - именно там, со всем необходимым усилением звуковой аппаратуры и давлением большого экрана, можно с минимизированным уроном от шероховатастей и безосновательной дымки лишних по-киномански разбавляющих элементов предаться оригинальному опьянению.

Комментарии
Отправить комментарий