В канун 70-летия победы в Великой Отечественной войне российский кинематограф как никогда разразился целым рядом больших новинок в жанре военного кино. Опасения, всегда непосредственно связанные с массовым дорогим российским кинопромом, как в случае с например повальным завалом часто очень сомнительными комедиями, сложно просто так отогнать - поэтому с этим особым ажиотажем связывать серьезные надежды на большие и тотальные успехи российского кино просто как-то непривычно.
В период с начала 2015 года по июнь успели выйти и ещё выйдут в прокат следующие фильмы: "Батальонъ", "Битва за Севастополь", "А зори здесь тихие...", "Дорога на Берлин", "Единичка". Удивительно отметить, что в трёх из этих картин эксплуатируют в сюжете образ героя-женщины - что явно не является стандартом сюжетов военного кино. Но что ещё удивительнее - факт, что уже две таких картины ("Батальонъ" и "Битва за Севастополь") получили в целом хорошие отзывы от зрителей и в большинстве своём положительные от прессы. И в конце концов, для меня было удивительно уже на личном опыте убедиться, что "Битва за Севастополь" - это крупный отечественный российско-украинский, совершенно современный фильм про самую страшную войну XX века, который не только без стыда можно смотреть, но и даже, склоняюсь к этой мысли, нужно смотреть.
После успеха у аудитории "Батальона" и "Битвы за Севастополь", начинаешь даже невольно верить и рассчитывать, что возможно и почти всеми осуждаемый ремейк "А зори здесь тихие..." от Рената Давлетьярова удачно выстрелит и не получит такие отзывы, которые в большинстве своём собирают последние годы все переложения советской классики на новый лад.
_________________________________________________________________________________
Синопсис: История переносит нас в период 1937 - 1942 годов и повествует о жизни в эти тяжелые времена Второй мировой войны Людмилы Павличенко (Юлия Пересильд) - легендарной советской женщины-снайпере, которую в Америке назвали "Леди Смерть" за уничтожение более трёхсот фашистов. Но история повествует не о мастерском убийце, а об обычной хрупкой молодой девушке.
_________________________________________________________________________________
Как ни странно, "Битва за Севастополь" или "Несломленная" (с таким, скорее всего более правильным заголовком, фильм выступает в украинском прокате) - это не полноценное историческое полотно, и даже не точная биография: некоторые ключевые факты из жизни настоящей Людмилы Павличенко в фильме показаны по-другому, многое, за неимением исторической точности - художественный сценарий, а сама Великая Отечественная война, и конкретно реальные события в период обороны Севастополя - показаны как то, что действительно произошло, но в итоге рассказывается в фильме в первую очередь не о конкретных сражениях и Второй мировой войне в целом, а о конкретных людях на войне и их личных драмах. Об отчасти выдуманных персонажах в отчасти выдуманных событиях, но одновременно с этим неотделимых от реальных произошедших исторических трагических событий и затрагивая всех реальных людей, которых постигла трагическая судьба, которую невозможно было избежать при сложившемся кошмаре. Как говоритя: "Основано на реальных событиях". Сам режиссёр картины Сергей Мокрицкий пусть и привёл сценарий к большому соответствию официальной биографии Людмилы Павличенко, тем не менее не отрицает, что этот фильм в первую очередь стоит характеризовать как "психологическая драма о трагической судьбе женщины на войне", а уж для создания образа такой героини, история и биография реальной, а не выдуманной Людмилы Павличенко - самый наилучший вариант для реализации ленты с исторической опорой, которая за счёт этого трогала бы зрителя ещё больше.
"Битва за Севастополь" (это может звучать сухо, но это так) раскрывается во всей красе именно только когда переходит к театру военных действий и облачается в неизменный яркий серый фильтр, до этого момента не создаётся никаких предпосылок к тому, что фильм способен будет впечатлить как сильное драматическое кино. С приходом женщины на войну всё меняется: "Битва за Севастополь" берёт за душу, трогает, поражает при своём компромиссном возрастном рейтинге жёсткостью и, наконец, по-настоящему цепляет, пусть не поражая глубиной, но всё равно ощутимо сближая зрителя не только с экранным воплощением легендарной Людмилы Павличенко (что невозможно было бы без крепкой работы Юлии Пересильд), но и со всеми остальными героями сюжета: друзьями, сослуживцами, любимыми главной героини. Думается, что довольно сложно достойно и удобоваримо влить в суровые, мрачные военные истории романтическую линию. В "Битве за Севастополь" справились даже не с одной романтической линией, а с несколькими - войну вместе с героиней проходят три влюблённых в неё мужчины: трагизм всех этих показанных любовных отношений сложно назвать фальшивым и не вызывающим никаких чувств, а ведь ещё показывается и самое главное - отношение молодой женщины с самой войной. Язык не повернется назвать "Битву за Севастополь" выдающейся мелодрамой, но упоминание этого жанра картина точно достойна - весь романтизм, который здесь и ласков и предельно жесток, практически не вызывает раздражения - для военной драмы, в которых, особенно в российском кинематографе, истории любви - уже очень редко восхищающий штамп, это большой успех. Неправильно среди прочего было бы отрицать здесь и заслуги трёх главных мужчин-актёров фильма: Евгения Цыганова, Олега Василькова, Никиты Тарасова - у них три очень разных персонажа и это три очень разных актёра - и в итоге это три попадания в цель.
Конечно не стоит перехваливать ленту: фильм очевидно угловат, это касается и постановки и сценария, и более тонких моментов, которых часто просто нет. "Битва за Севастополь" - кино весьма поверхностное, многие моменты, и как военная историческая биография, и как просто человеческая драма, раскрывающее всё же наверное недостаточно хорошо и подробно, духовно достаточно увесистое, но не копающее куда-либо хоть сколько далеко. Да и должно ли? "Война - это такая жизнь"- говорит персонаж Евгения Цыганова и наверное незачем требовать от фильма, чтобы эта жизнь была сложнее. Тем более в фильме с такой довольно масштабной (военную, драматическую, биографическую стороны нужно было уместить в двухчасовый хронометраж) историей и очевидной ориентацией на массовую аудиторию. В этом плане фильм Сергея Мокрицкого близок к статусу блокбастера, и давайте будем считать это за комплимент.
Это по ощущению очень дорогое кино с впечатляющими суровыми батальными эпизодами, добротной компьютерной графикой - со всем тем, что идёт только на пользу хорошему пафосу ленты. Здесь, например, нет в экшене той промахивающейся напыщенности из "Сталинграда" Фёдора Бондарчука, и сцены сражений потому по большей части внушают реальный ужас войны, не превращаясь в фарс с бесконечным slow-mo эффектом ("эффект рапида", который пробуждает дикие воспоминания об игровой серии Sniper Elite, используется здесь к счастью только один раз, что, согласитесь, вполне терпимо). Здесь вообще конечно всего несколько полноценных боевых эпизодов, поэтому на звание военного боевика, несмотря на рассказ про снайпера, убившего более трёхсот врагов, "Битва за Севастополь" наверное тянет с трудом, но кино скучать во время показа войны всё равно никак не даёт. Это достигается и за счёт того, что фильм просто очень хорошо снят, часто предлагая, несмотря на серый фильтр картинки, много очень красивых видов природы и вообще аккуратных сцен, и во вторую очередь, благодаря разнообразию картины. Тут и трогательные мирные передышки, и какие-то короткие зарисовки, и лёгкий юмор, и мелодраматичные моменты, не теряющие духа войны, и тяжелые, очень кинематографичные трагические сцены. Да тут даже есть пара совершенно клиповых эпизодов, например на песню Виктора Цоя "Кукушка" в исполнении Полины Гагариной под более эпическую, соответствующую сюжету и монтажу, мелодию. При этом определенно неверно говорить исключительно положительно про вот такую вот вальяжность в изменяющейся стилистике ведения повествования, которая впрочем была бы совершенно типична для любого блокбастера и спокойно в нём бы воспринималась, но слишком непривычно смотрится в отечественном фильме про Великую отечественную войну. Из-за непостоянного темпа история заметно рвётся на отрывки, немного смазывается и не воспринимается так уж полноценно, но зато становится более развлекательной. "Развлекательное" - слово, которое конечно не очень уместно в истории с такой тяжелой сюжетной темой, скорее подойдёт больше "зрелищное", в любом случае именно таким кино старается отчасти быть "Битва за Севастополь", акцентируя внимание на таких ярких сценах, как например, крупным планом показанное сражение в воздухе, или диверсионные походы главных героев с тем же нападением на группу врагов, празднующих католическое Рождество. Во всём этом разнообразии фильм совсем не теряет жёсткого стержня, хотя и вряд ли может похвастать какой-то постоянной вязкой атмосферой.
Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...
Вердикт: "Битва за Севастополь" - крепкое военное кино, красивое. Это полотно не является выдающимся ни в одном из жанров, из которых оно состоит, но прекрасно выступает на арене больших, дорогих отечественных массовых картин, особенно в этот год, когда отмечается 70-летие мучительной победы в ужасной войне. Не потому что фильм точечно нацелен на поднятие патриотизма, в таком авторов как-то специально и не заподозришь, а потому что он именно без всякой политической окраски бросает чуть с воздуха, но всё же сильно взгляд на часть тяжелой общей человеческой истории, повествуя о героях войны, но больше этого - о людях на войне, вызывая достаточную для блокбастера неприязнь к упомянутым произошедшим событиям XX века (к войне, а не к каким-то людям или народу) не при помощи кровавости (которая тут тоже присутствует), а за счёт трагизма, пусть и во многом киношного, зато более легко проецирующегося на человека, живущего сейчас в мирных условиях.
После успеха у аудитории "Батальона" и "Битвы за Севастополь", начинаешь даже невольно верить и рассчитывать, что возможно и почти всеми осуждаемый ремейк "А зори здесь тихие..." от Рената Давлетьярова удачно выстрелит и не получит такие отзывы, которые в большинстве своём собирают последние годы все переложения советской классики на новый лад.
_________________________________________________________________________________
Синопсис: История переносит нас в период 1937 - 1942 годов и повествует о жизни в эти тяжелые времена Второй мировой войны Людмилы Павличенко (Юлия Пересильд) - легендарной советской женщины-снайпере, которую в Америке назвали "Леди Смерть" за уничтожение более трёхсот фашистов. Но история повествует не о мастерском убийце, а об обычной хрупкой молодой девушке.
_________________________________________________________________________________
Как ни странно, "Битва за Севастополь" или "Несломленная" (с таким, скорее всего более правильным заголовком, фильм выступает в украинском прокате) - это не полноценное историческое полотно, и даже не точная биография: некоторые ключевые факты из жизни настоящей Людмилы Павличенко в фильме показаны по-другому, многое, за неимением исторической точности - художественный сценарий, а сама Великая Отечественная война, и конкретно реальные события в период обороны Севастополя - показаны как то, что действительно произошло, но в итоге рассказывается в фильме в первую очередь не о конкретных сражениях и Второй мировой войне в целом, а о конкретных людях на войне и их личных драмах. Об отчасти выдуманных персонажах в отчасти выдуманных событиях, но одновременно с этим неотделимых от реальных произошедших исторических трагических событий и затрагивая всех реальных людей, которых постигла трагическая судьба, которую невозможно было избежать при сложившемся кошмаре. Как говоритя: "Основано на реальных событиях". Сам режиссёр картины Сергей Мокрицкий пусть и привёл сценарий к большому соответствию официальной биографии Людмилы Павличенко, тем не менее не отрицает, что этот фильм в первую очередь стоит характеризовать как "психологическая драма о трагической судьбе женщины на войне", а уж для создания образа такой героини, история и биография реальной, а не выдуманной Людмилы Павличенко - самый наилучший вариант для реализации ленты с исторической опорой, которая за счёт этого трогала бы зрителя ещё больше.
"Битва за Севастополь" (это может звучать сухо, но это так) раскрывается во всей красе именно только когда переходит к театру военных действий и облачается в неизменный яркий серый фильтр, до этого момента не создаётся никаких предпосылок к тому, что фильм способен будет впечатлить как сильное драматическое кино. С приходом женщины на войну всё меняется: "Битва за Севастополь" берёт за душу, трогает, поражает при своём компромиссном возрастном рейтинге жёсткостью и, наконец, по-настоящему цепляет, пусть не поражая глубиной, но всё равно ощутимо сближая зрителя не только с экранным воплощением легендарной Людмилы Павличенко (что невозможно было бы без крепкой работы Юлии Пересильд), но и со всеми остальными героями сюжета: друзьями, сослуживцами, любимыми главной героини. Думается, что довольно сложно достойно и удобоваримо влить в суровые, мрачные военные истории романтическую линию. В "Битве за Севастополь" справились даже не с одной романтической линией, а с несколькими - войну вместе с героиней проходят три влюблённых в неё мужчины: трагизм всех этих показанных любовных отношений сложно назвать фальшивым и не вызывающим никаких чувств, а ведь ещё показывается и самое главное - отношение молодой женщины с самой войной. Язык не повернется назвать "Битву за Севастополь" выдающейся мелодрамой, но упоминание этого жанра картина точно достойна - весь романтизм, который здесь и ласков и предельно жесток, практически не вызывает раздражения - для военной драмы, в которых, особенно в российском кинематографе, истории любви - уже очень редко восхищающий штамп, это большой успех. Неправильно среди прочего было бы отрицать здесь и заслуги трёх главных мужчин-актёров фильма: Евгения Цыганова, Олега Василькова, Никиты Тарасова - у них три очень разных персонажа и это три очень разных актёра - и в итоге это три попадания в цель.
В статике видно не так хорошо, но тем не менее этот кадр примерно отображает ту самую яркую серую военную гамму картинки |
Этот кадр может показаться излишне пафосным, но в формате части клипового эпизода он смотрится вполне уместно. |
Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...
Вердикт: "Битва за Севастополь" - крепкое военное кино, красивое. Это полотно не является выдающимся ни в одном из жанров, из которых оно состоит, но прекрасно выступает на арене больших, дорогих отечественных массовых картин, особенно в этот год, когда отмечается 70-летие мучительной победы в ужасной войне. Не потому что фильм точечно нацелен на поднятие патриотизма, в таком авторов как-то специально и не заподозришь, а потому что он именно без всякой политической окраски бросает чуть с воздуха, но всё же сильно взгляд на часть тяжелой общей человеческой истории, повествуя о героях войны, но больше этого - о людях на войне, вызывая достаточную для блокбастера неприязнь к упомянутым произошедшим событиям XX века (к войне, а не к каким-то людям или народу) не при помощи кровавости (которая тут тоже присутствует), а за счёт трагизма, пусть и во многом киношного, зато более легко проецирующегося на человека, живущего сейчас в мирных условиях.
Комментарии
Отправить комментарий