К основному контенту

"Битва за Севастополь"

В канун 70-летия победы в Великой Отечественной войне российский кинематограф как никогда разразился целым рядом больших новинок в жанре военного кино. Опасения, всегда непосредственно связанные с массовым дорогим российским кинопромом, как в случае с например повальным завалом часто очень сомнительными комедиями, сложно просто так отогнать - поэтому с этим особым ажиотажем связывать серьезные надежды на большие и тотальные успехи российского кино просто как-то непривычно.

В период с начала 2015 года по июнь успели выйти и ещё выйдут в прокат следующие фильмы: "Батальонъ", "Битва за Севастополь", "А зори здесь тихие...", "Дорога на Берлин", "Единичка".  Удивительно отметить, что в трёх из этих картин эксплуатируют в сюжете образ героя-женщины - что явно не является стандартом сюжетов военного кино. Но что ещё удивительнее - факт, что уже две таких картины ("Батальонъ" и  "Битва за Севастополь") получили в целом хорошие отзывы от зрителей и в большинстве своём положительные от прессы. И в конце концов, для меня было удивительно уже на личном опыте убедиться, что "Битва за Севастополь" - это крупный отечественный российско-украинский, совершенно современный фильм про самую страшную войну XX века, который не только без стыда можно смотреть, но и даже, склоняюсь к этой мысли, нужно смотреть.

После успеха у аудитории "Батальона" и "Битвы за Севастополь", начинаешь даже невольно верить и рассчитывать, что возможно и почти всеми осуждаемый ремейк "А зори здесь тихие..." от Рената Давлетьярова удачно выстрелит и не получит такие отзывы, которые в большинстве своём собирают последние годы все переложения советской классики на новый лад.

_________________________________________________________________________________

Синопсис: История переносит нас в период 1937 - 1942 годов и повествует о жизни в эти тяжелые времена Второй мировой войны Людмилы Павличенко (Юлия Пересильд) - легендарной советской женщины-снайпере, которую в Америке назвали "Леди Смерть" за уничтожение более трёхсот фашистов. Но история повествует не о мастерском убийце, а об обычной хрупкой молодой девушке.
_________________________________________________________________________________

Как ни странно, "Битва за Севастополь" или "Несломленная" (с таким, скорее всего более правильным заголовком, фильм выступает в украинском прокате) - это не полноценное историческое полотно, и даже не точная биография: некоторые ключевые факты из жизни настоящей Людмилы Павличенко в фильме показаны по-другому, многое, за неимением исторической точности - художественный сценарий, а сама Великая Отечественная война, и конкретно реальные события в период обороны Севастополя - показаны как то, что действительно произошло, но в итоге рассказывается в фильме в первую очередь не о конкретных сражениях и Второй мировой войне в целом, а о конкретных людях на войне и их личных драмах. Об отчасти выдуманных персонажах в отчасти выдуманных событиях, но одновременно с этим неотделимых от реальных произошедших исторических трагических событий и затрагивая всех реальных людей, которых постигла трагическая судьба, которую невозможно было избежать при сложившемся кошмаре. Как говоритя: "Основано на реальных событиях". Сам режиссёр картины Сергей Мокрицкий пусть и привёл сценарий к большому соответствию официальной биографии Людмилы Павличенко, тем не менее не отрицает, что этот фильм в первую очередь стоит характеризовать как "психологическая драма о трагической судьбе женщины на войне", а уж для создания образа такой героини, история и биография реальной, а не выдуманной Людмилы Павличенко - самый наилучший вариант для реализации ленты с исторической опорой, которая за счёт этого трогала бы зрителя ещё больше.

Британская актриса Джоан Блэкем исполняет роль
Элеаноры Рузвельт, и хотя я ни разу не упомяну в тексте
об её героини - она находится в списке основных
 второстепенных персонажей. В фильме довольно
много времени уделено рассказу о дружбе
Первой леди США и Людмилы Павличенко,
которая завязалась во время политического
визита последней в Штаты.
К сожалению нельзя сказать, что "Битва за Севастополь" захватывает с самого начала. Завязка включает в себя нудные и тугие эпизоды из гражданской довоенной жизни Людмилы Павличенко и отрывки, которые в дальнейшем разряжают повествование по ходу всего фильма, из визита её в составе советской делегации в США в 1942 году - хотя как раз эти эпизоды лучше всего знакомят с характером героини и обладают наибольшей "биографичностью", тем более особая роль отводится в сюжете фильма именно визиту Павличенко в Америке, где её короткое, но чувственное выступление с речью способствовало ускорению открытия второго фронта войны - отсюда и один из слоганов фильма: "Женщина, изменившая ход истории". Тем не менее, несмотря на историческую важность этой линии, без которой фильм очевидно был бы беднее - именно эти эпизоды никакого эмоционального отклика не вызывают.

"Битва за Севастополь" (это может звучать сухо, но это так) раскрывается во всей красе именно только когда переходит к театру военных действий и облачается в неизменный яркий серый фильтр, до этого момента не создаётся никаких предпосылок к тому, что фильм способен будет впечатлить как сильное драматическое кино. С приходом женщины на войну всё меняется: "Битва за Севастополь" берёт за душу, трогает, поражает при своём компромиссном возрастном рейтинге жёсткостью и, наконец, по-настоящему цепляет, пусть не поражая глубиной, но всё равно ощутимо сближая зрителя не только с экранным воплощением легендарной Людмилы Павличенко (что невозможно было бы без крепкой работы Юлии Пересильд), но и со всеми остальными героями сюжета: друзьями, сослуживцами, любимыми главной героини. Думается, что довольно сложно достойно и удобоваримо влить в суровые, мрачные военные истории романтическую линию. В "Битве за Севастополь" справились даже не с одной романтической линией, а с несколькими - войну вместе с героиней проходят три влюблённых в неё мужчины: трагизм всех этих показанных любовных отношений сложно назвать фальшивым и не вызывающим никаких чувств, а ведь ещё показывается и самое главное - отношение молодой женщины с самой войной. Язык не повернется назвать "Битву за Севастополь" выдающейся мелодрамой, но упоминание этого жанра картина точно достойна - весь романтизм, который здесь и ласков и предельно жесток, практически не вызывает раздражения - для военной драмы, в которых, особенно в российском кинематографе, истории любви - уже очень редко восхищающий штамп, это большой успех. Неправильно среди прочего было бы отрицать здесь и заслуги трёх главных мужчин-актёров фильма: Евгения Цыганова, Олега Василькова, Никиты Тарасова - у них три очень разных персонажа и это три очень разных актёра - и в итоге это три попадания в цель.

В статике видно не так хорошо, но тем не менее этот кадр
примерно отображает ту самую яркую серую военную
гамму картинки 
Конечно не стоит перехваливать ленту: фильм очевидно угловат, это касается и постановки и сценария, и более тонких моментов, которых часто просто нет. "Битва за Севастополь" - кино весьма поверхностное, многие моменты, и как военная историческая биография, и как просто человеческая драма, раскрывающее всё же наверное недостаточно хорошо и подробно, духовно достаточно увесистое, но не копающее куда-либо хоть сколько далеко. Да и должно ли? "Война - это такая жизнь"- говорит персонаж Евгения Цыганова и наверное незачем требовать от фильма, чтобы эта жизнь была сложнее. Тем более в фильме с такой довольно масштабной (военную, драматическую, биографическую стороны нужно было уместить в двухчасовый хронометраж) историей и очевидной ориентацией на массовую аудиторию. В этом плане фильм Сергея Мокрицкого близок к статусу блокбастера, и давайте  будем считать это за комплимент.

Этот кадр может показаться излишне пафосным,
но в формате части клипового эпизода
он смотрится вполне уместно. 
Это по ощущению очень дорогое кино с впечатляющими суровыми батальными эпизодами, добротной компьютерной графикой - со всем тем, что идёт только на пользу хорошему пафосу ленты. Здесь, например, нет в экшене той промахивающейся напыщенности из "Сталинграда" Фёдора Бондарчука, и сцены сражений потому по большей части внушают реальный ужас войны, не превращаясь в фарс с бесконечным slow-mo эффектом ("эффект рапида", который пробуждает дикие воспоминания об игровой серии Sniper Elite, используется здесь к счастью только один раз, что, согласитесь, вполне терпимо). Здесь вообще конечно всего несколько полноценных боевых эпизодов, поэтому на звание военного боевика, несмотря на рассказ про снайпера, убившего более трёхсот врагов, "Битва за Севастополь" наверное тянет с трудом, но кино скучать во время показа войны всё равно никак не даёт. Это достигается и за счёт того, что фильм просто очень хорошо снят, часто предлагая, несмотря на серый фильтр картинки, много очень красивых видов природы и вообще аккуратных сцен, и во вторую очередь, благодаря разнообразию картины. Тут и трогательные мирные передышки, и какие-то короткие зарисовки, и лёгкий юмор, и мелодраматичные моменты, не теряющие духа войны, и тяжелые, очень кинематографичные трагические сцены. Да тут даже есть пара совершенно клиповых эпизодов, например на песню Виктора Цоя "Кукушка" в исполнении Полины Гагариной под более эпическую, соответствующую сюжету и монтажу, мелодию.  При этом определенно неверно говорить исключительно положительно про вот такую вот вальяжность в изменяющейся стилистике ведения повествования, которая впрочем была бы совершенно типична для любого блокбастера и спокойно в нём бы воспринималась, но слишком непривычно смотрится в отечественном фильме про Великую отечественную войну. Из-за непостоянного темпа история заметно рвётся на отрывки, немного смазывается и не воспринимается так уж полноценно, но зато становится более развлекательной. "Развлекательное" - слово, которое конечно не очень уместно в истории  с такой тяжелой сюжетной темой, скорее подойдёт больше "зрелищное", в любом случае именно таким кино старается отчасти быть "Битва за Севастополь", акцентируя внимание на таких ярких сценах, как например, крупным планом показанное сражение в воздухе, или диверсионные походы главных героев с тем же нападением на группу врагов, празднующих католическое Рождество. Во всём этом разнообразии фильм совсем не теряет жёсткого стержня, хотя и вряд ли может похвастать какой-то постоянной вязкой атмосферой.


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

Вердикт: "Битва за Севастополь" - крепкое военное кино, красивое. Это полотно не является выдающимся ни в одном из жанров, из которых оно состоит, но прекрасно выступает на арене больших, дорогих отечественных массовых картин, особенно в этот год, когда отмечается 70-летие мучительной победы в ужасной войне. Не потому что фильм точечно нацелен на поднятие патриотизма, в таком авторов как-то специально и не заподозришь, а потому что он именно без всякой политической окраски бросает чуть с воздуха, но всё же сильно взгляд на часть тяжелой общей человеческой истории, повествуя о героях войны, но больше этого - о людях на войне, вызывая достаточную для блокбастера неприязнь к упомянутым произошедшим событиям XX века (к войне, а не к каким-то людям или народу) не при помощи кровавости (которая тут тоже присутствует), а за счёт трагизма, пусть и во многом киношного, зато более легко проецирующегося на человека, живущего сейчас в мирных условиях. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кинонеделя #4 - Наплыв годноты: Breaking Bad, How I Met Your Mother, Gravity, Metallica, Pieta, Upside Down и это ещё не всё...

На прошедшей неделе я познал у видел столько всего впечатляющего, принадлежащего миру кино, что этого оказалось даже слишком много. Поэтому чтобы написать нормальный пост обо всём этом мне бы понадобился наверное целый день и  в итоге я решил схалутрить и практически ничего не писать. Но это ни в коем случае не передоз, и я хотел бы чтобы каждая неделя у меня содержала столько хорошего кина. Кино прошлой недели Это должен был быть огромный постище, который никто бы не смог дочитать до конца, уснув где-то в лавинах букв во время чтения.  А ещё мне лень. Поэтому я просто выкладываю наглядный список годноты огромным шрифтом. Чем больше шрифт, чем более продукт меня впечатлил. А ниже списка тысяча картинок из этих самых продуктов и видеообзоры к фильмам (без спойлеров конечно), премьеры которых я посмотрел на прошлой неделе. К некоторой годноте из списка ниже, у меня есть чувство, что я должен буду ещё обязательно вернуться в этом блоге, потому что иначе неприлично -_-. Ещё как

"Лето"

Покопался в поиске метких твитов об очень хорошем, тихом и громком, крутом, чувственном, грустном и теплом, романтично черно-белом и окрашенным молодостью, свободолюбивом (#ЭтогоНеБыло) фильме Кирилла Серебренникова , название которого созвучно и переплетается с названием "Кино", и в той же степени что и "Кино" - заголовок рассказывающий о рок-группе, в той же степени "Лето" может считаться полноценной биографией о  Викторе Цое и отчасти о Майке Науменко, чьего персонажа в приятном исполнении Ромы Зверя , впрочем можно счесть и главным - фильм вообще с разной степенью восхищения легко воспринимать в довольно просторном диапазоне, для этого воздуха в нём достаточно, а биографические обязательства здесь скорее могли бы даже больше сковывать картину, но ей и с ними удалось душевно сдружиться. И поэтому можно говорить, что в итоге главное здесь конечно же само лето, нечто маленькое и широкое, моментальное и бесконечное - буквальное в том числе, но конечн

Смена ролей

В связи с созданием канала на платформе Яндекс Дзен - там очень легкий, удобный и приятный дизайн - стоит заявить, что немного меняется предназначение этого блога, который я всё же по-прежнему считаю главной личной страничкой в сети. Тексты, посвященные, например, мнениям о просмотренных свежих новинках теперь будут появляться в Дзене, то же самое скорее всего будет с другими подобными текстами, посвященным определенным произведениям в стандартной форме. Что же тогда останется здесь? Хочется надеяться, что получится адаптировать блог как раз для более личных, свободных постов, не привязываемых так жестко к тому, что претендовало бы на сухое звание обзора, рецензии, структурированной подборки - это вовсе не означает, что теперь буду писать здесь не про фильмы, игры или музыку, а только какую-то фигню из личной жизни. Напротив, все эти медиумы составляют серьезную часть личного опыта, поэтому именно такая их роль может быть и будет реализована в дыхании обновленного блога.

Кинонеделя #7 - Слабенькая неделя

Период небольшой передышки, и ещё время, когда осень уже окончательно перешла к состоянию "уже ближе к зиме, чем к лету". Не только по календарю, но и по погоде и по ощущениям, и даже атмосфере. 5 видеороликов прошлой недели Это не видео, появившееся на прошлой неделе, это всего лишь ролики, так или иначе связанные с кино, которые я посмотрел на прошлой неделе (может быть даже не в первый раз), и которые хотелось бы отметить. Испанский ужастик "Репортаж 3" (или "Репортаж со свадьбы" ) стал известным фейлом для почти всех любителей франшизы. Вместо охрененного, близкого по атмосфере к первым частям приквела, мы получили какую-то трэшовую зарисовку с зомбаками на свадьбе, мало как связанную с каноничными первыми частями Ещё тогда, когда фейл третей части ничего не предвещало, а официальных трейлеров или каких-либо других видео не было и в помине, на Кинопоиске я наткнулся на тизер к фильму "Репортаж 3". В последствии выяснилось,

"Головоломка"

PIXAR снова сделали это. При помощи своего удивительного воображения они оживляли бездушные игрушки, машины, делали из насекомых, рыб, крыс, роботов персонажей с человеческими сердцами, трогающих и детей и взрослых, и вот, наконец, они добрались до самой интимной области, которая и является самой родной для PIXAR - сознания человека. И здесь, на этой бескрайней почве они посадили растение, из которого выросло поразительное новое творение. Про него в первую очередь хочется сказать следующее: настолько много фантазия PIXAR ещё не восхищала! Авторам хотелось аплодировать, и весь зал, полный детей и взрослых, аплодировал. Как это часто бывает: удивляющая воображением идея получает достойную реализацию - ты с жадным интересом наслаждаешься этой реализацией. А через тридцать минут всё затухает. Идея реализована, раскрыта и... закончилась, осталась лишь на её основе линия истории, возможно даже интересная и оригинальная, но уже точно не поражающая воображением авторов, чувством открыти