К основному контенту

"Движение вверх"


Если вам очень понравилась спортивная драма 2012 года "Легенда №17", и тогда вы наверняка испытываете какой-то прилив патриотических чувств, радуясь победам отечественного спорта, то нет варианта лучше в эти новогодние праздники посреди довольно мрачных для российского спорта времен, чем сходить в кинотеатр на "Движение вверх". Картины объединяют общие продюсеры и хорошо зарекомендовавший себя в разных работах сценарист Николай Куликов. "Движение вверх" похожим образом рассказывает драматическую киноинтерпретацию реальных событий (в данном случае фильм, проявляя милую оригинальность, открывается фразой "основано на реальном событии") с одним из самых знаменитых триумфов среди вообще любых успехов сборных команд в СССР.

Однако, несмотря на известность события, тот факт, что здесь речь идёт не про суперпопулярный у нас в стране хоккей, а всё-таки про исконно не такой сильный баскетбол - делает успех в плане теплоты приема, и, уже похоже состоявшийся, не менее важный коммерческий успех картины ещё более восхитительным. И хотя конечно сама история победы сборной СССР по баскетболу в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене над непобедимой американской командой - чудесный сюжет прямиком из жизни, экранизация которого явно напрашивалась (а после феерического успеха зрелищной "Легенды №17" и была даже как будто неизбежной), сама сущность события, вся главная мощь которого укладывается в буквальном смысле в три секунды, вовсе не облегчала путь для создания качественного драматического фильма, а скорее наоборот усложняла. Как не свести картину в тупое предшествие желанной кульминации, чем таким не менее значительным наполнить сюжет, какую тональность выстроить в различных ключевых моментах истории, как определить и расставить акценты, сбалансировать повествование, сделать его на всей дистанции динамичным и не скучным, а как это ещё всё потом достойно исполнить на съемочной площадке?

Сама игра - "финальный матч СССР - США" - ключевое событие как спортивной истории, так и несомненно фильма, делающего очевидную и самую крупную ставку непосредственно на него (съемки были действительно массивными), заслуживает отдельных слов, мало связанных с цельным образом произведения. Это большая кульминационная часть втягивает зрителя внутрь непосредственно себя, и снята она - без каких-либо поправок на то, что кино российское - действительно шикарно, способна вызвать истинный восторг. И если мы захотим проводить сравнение всё с той же "Легендой №17", то по этой позиции качества спортивной драмы "Движение вверх" скорее всего точно выиграет, как произведение более сильно сколоченное.

Ярким примером точного попадания в плане принятия этой части фильма публикой станет история из моего кинозала - про одного из зрителей в возрасте всего где-то девяти лет, чьё внимание по ходу ленты было заметно расфокусировано. Это мальчик, которой периодически явно терял некоторый интерес к кинорассказу, пропускал большую часть шуток или драматических уколов, а в другие моменты вынужден был задавать вопросы наподобие: "Мама, а кто такие коммунисты?", в ту минуту, когда в двух разных углах кадра смело появился (и оставался до конца всего "эпизода"), далее натурально обновляемый, счёт матча "США - 0, СССР - 0", несомненно встрепенулся и затем, так уже и не опускаясь спокойно на свое кресло, находясь в полностью завороженном состоянии, до самого конца картины был прикован к происходящему на экране, видимо не зная исход матча, проявлял какие-то действительно потрясающие эмоции сопереживания, пристально наблюдая за практически полностью экранизированным ходом спортивного противостояния - снятого крутыми планами, с бодрым, ритмично выдержанном монтажом, и в самые эпичные моменты - в банальном, но эффектном slow-mo. И явно не только потому что сам матч был несомненно такой яркий, интересный, а потому что всё так представлено - зрелищно, кинематографически вкусно, и одновременно четко, понятно, с другой стороны разнообразно, а ещё с одной стороны натурально и живо, в итоге всецело захватывающе.

Но конечно не будет честным рассматривать "Движение вверх" только в плане ласкающей блокбастерной экранизации знаменитого матча и заветных трех секунд в его сумасшедшем окончании - тем более даже во всё этом нет чего-то откровенно сверхъественного для спортивной драмы. То, что происходит до неё - вот что действительно становится проверкой на прочность, которую картина режиссера Антона Мегердичева с оговорками, но выдерживает.  Снова, важно понимать, это происходит только в том случае, если вас устроила суммарно "Легенда №17" - какие-то структурные детали здесь сильнее (например, количество основных героев и работа с ними), какие-то слабее, но по сути грехи у фильмов близкие. Это манипулятивная и в этом деле слишком прямая спортивная драма, с типичными и далеко не всегда такими уж необходимыми интонациями, иногда скудными, натянутыми акцентами, с обилием тривиальности в деталях, морем пафоса, в том числе поглощающем в один момент аккуратные и симпатично оформленные, а в другой заметно обнаженные искусственно-драматичные диалоги. Этот бич как будто неискоренимой частички фальшивости кажется неизлечимым для картин такого размаха в разделе российских спортивных драм, каким бы уровнем сценария и постановки они не обладали. Уже честно испытываешь жажду по такому же дорогому на вид фильму, где всего этого не будет, потому что так или иначе подобные штампы несомненно тяжело отражаются на чистой ценности произведения, и в то же время абсурдно смиренно, положив руку на сердце нужно признать, что всё-таки во время просмотра зрелищного биопика, претендующего на звание российского блокбастера, такие характерные "особенности" остаются совершенно терпимыми.

Терпимые - это просто слабенькие и едва ли даже жалкие моменты, но и это ведь не полная картина длинного произведения (хронометраж - 133 минуты). Есть в этой киноработе и сильные содержательные стороны - в лучшие моменты (и здесь мы вновь оставляем в сторонке выбивающуюся и стоящую особняком умопомрачительную и особо затратную постановку игры против сборной США) "Движение вверх" оказывается картиной остроумной, актуальной, сердечно сыгранной, трогательной и болезненной, дающей простор для достаточно широкого восприятия выбранных тем, даже когда сама сцена может казаться очевидной и вовсе не тонкой. Это во многом благородно старающийся быть честным, всё же душевный фильм, пускай и также откровенно эксплуатирующий эти свои достоинства с почти всегда читаемой нацеленностью в конкретные болевые и другие точки - впрочем, даже как-то странно требовать было бы от такого творения чего-то большего. В данном случае вряд ли приходится сомневаться, что без особо упертого снобизма уж точно можно радоваться тому, как наше напыщенное, но не всегда качественное кино из разряда нацеленных на большую аудиторию, ударило в такую громогласную точку истории спортивных успехов страны.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кинонеделя #4 - Наплыв годноты: Breaking Bad, How I Met Your Mother, Gravity, Metallica, Pieta, Upside Down и это ещё не всё...

На прошедшей неделе я познал у видел столько всего впечатляющего, принадлежащего миру кино, что этого оказалось даже слишком много. Поэтому чтобы написать нормальный пост обо всём этом мне бы понадобился наверное целый день и  в итоге я решил схалутрить и практически ничего не писать. Но это ни в коем случае не передоз, и я хотел бы чтобы каждая неделя у меня содержала столько хорошего кина. Кино прошлой недели Это должен был быть огромный постище, который никто бы не смог дочитать до конца, уснув где-то в лавинах букв во время чтения.  А ещё мне лень. Поэтому я просто выкладываю наглядный список годноты огромным шрифтом. Чем больше шрифт, чем более продукт меня впечатлил. А ниже списка тысяча картинок из этих самых продуктов и видеообзоры к фильмам (без спойлеров конечно), премьеры которых я посмотрел на прошлой неделе. К некоторой годноте из списка ниже, у меня есть чувство, что я должен буду ещё обязательно вернуться в этом блоге, потому что иначе неприлично -_-. ...

"Лето"

Покопался в поиске метких твитов об очень хорошем, тихом и громком, крутом, чувственном, грустном и теплом, романтично черно-белом и окрашенным молодостью, свободолюбивом (#ЭтогоНеБыло) фильме Кирилла Серебренникова , название которого созвучно и переплетается с названием "Кино", и в той же степени что и "Кино" - заголовок рассказывающий о рок-группе, в той же степени "Лето" может считаться полноценной биографией о  Викторе Цое и отчасти о Майке Науменко, чьего персонажа в приятном исполнении Ромы Зверя , впрочем можно счесть и главным - фильм вообще с разной степенью восхищения легко воспринимать в довольно просторном диапазоне, для этого воздуха в нём достаточно, а биографические обязательства здесь скорее могли бы даже больше сковывать картину, но ей и с ними удалось душевно сдружиться. И поэтому можно говорить, что в итоге главное здесь конечно же само лето, нечто маленькое и широкое, моментальное и бесконечное - буквальное в том числе, но конечн...

Смена ролей

В связи с созданием канала на платформе Яндекс Дзен - там очень легкий, удобный и приятный дизайн - стоит заявить, что немного меняется предназначение этого блога, который я всё же по-прежнему считаю главной личной страничкой в сети. Тексты, посвященные, например, мнениям о просмотренных свежих новинках теперь будут появляться в Дзене, то же самое скорее всего будет с другими подобными текстами, посвященным определенным произведениям в стандартной форме. Что же тогда останется здесь? Хочется надеяться, что получится адаптировать блог как раз для более личных, свободных постов, не привязываемых так жестко к тому, что претендовало бы на сухое звание обзора, рецензии, структурированной подборки - это вовсе не означает, что теперь буду писать здесь не про фильмы, игры или музыку, а только какую-то фигню из личной жизни. Напротив, все эти медиумы составляют серьезную часть личного опыта, поэтому именно такая их роль может быть и будет реализована в дыхании обновленного блога.

"Кловерфилд, 10" и отношения со "спойлерами"

Можно и нужно идти (особенно если вы любите говорить что-то вроде: "Хм, что-то здесь не чисто") в кинотеатр на 10 Cloverfield Lane - фильм, которому можно дать очень краткий, но меткий синопсис с описанием завязки. _________________________________________________________________________________ Синопсис: Главная героиня попадает в аварию и просыпается в запертом бункере, хозяин которого либо сошёл с ума, либо спас девушку от неведомой, но очень смертельной всепоглотившей крупной катастрофы, случившейся на поверхности (варианты варьируются от корейской бомбы до инопланетного вторжения). _________________________________________________________________________________  Можно брать с собой попкорн: есть и время для его незаметного увлеченного жевания и время, когда попкорн будет застывать в сантиметре от открытого рта, может быть даже падать, чтобы потом для уборщицы была дополнительная работа. Это хороший триллер. Напряженный, способный заставить вздрогнуть. А что,...

"Битва за Севастополь"

В канун 70-летия победы в Великой Отечественной войне российский кинематограф как никогда разразился целым рядом больших новинок в жанре военного кино. Опасения, всегда непосредственно связанные с массовым дорогим российским кинопромом, как в случае с например повальным завалом часто очень сомнительными комедиями, сложно просто так отогнать - поэтому с этим особым ажиотажем связывать серьезные надежды на большие и тотальные успехи российского кино просто как-то непривычно. В период с начала 2015 года по июнь успели выйти и ещё выйдут в прокат следующие фильмы: "Батальонъ" , "Битва за Севастополь" , "А зори здесь тихие..." , "Дорога на Берлин" , "Единичка" .  Удивительно отметить, что в трёх из этих картин эксплуатируют в сюжете образ героя-женщины - что явно не является стандартом сюжетов военного кино. Но что ещё удивительнее - факт, что уже две таких картины ( "Батальонъ" и   "Битва за Севастополь" ) получил...