К основному контенту

"Звёздные войны: Пробуждение силы"

Новая надежда 2.0

Самый ожидаемый фильм года, так что лучше в качестве пунктов (спойлеры заряжены) :
  • Фильм никого не оставил равнодушным. Среди зрителей в моём зале было очень много разочаровавшихся, недовольных, но в итоге все в жаре обсуждали увиденное. Я видел много неплохих блокбастеров, после которых зрители выходили с пустыми впечатлениями, это явно не тот случай.
  • Ключевым стал зритель справа от меня. Мужчина во время сеанса высказывал некоторые претензии к картине, и они были отнюдь не безосновательны. За двадцать минут до финала он ушёл из зала со словами "Ну и параша". И хотя я не могу с ним согласиться, у меня точно получается его понять.
  • Очень популярный итоговой вердикт уже можно очертить: "Как-то пусто на душе после фильма". И это в ситуации, в которой авторы очень назойливо пытались играть на чувствах фанатов, сделали кучу пасхалок, вообще устроили какую-то ярмарку, собственно за что и поплатились. Им разве что возможно удалось восстановить отчасти стиль оригинальной трилогии, но речь не идёт о восстановлении духа - это скорее аккуратный ремейк, а ремейк - это уже клеймо.
  • Я не испытал разочарования, хайп был пережит без превращения в сумасшедшего, и фильм, с миллионом оговорок, мне понравился.
  • Вся старая гвардия (от Хана Соло и вспомогательного Чубакки до мёртвых C3PO и R2D2) получилась весьма убогой, засунутой абы как и иногда чисто для фан-сервиса. Но Хан Соло по итогам всё же очень порадовал, из-за чего пришло принятие и понимание "Пробуждения силы" как переходного эпизода, с соответствующими вынужденными проблемами. К счастью, игра на костях достигла достойного логического финала, что стало чуть ли не лучшим впечатлением от эпизода.
  • Предыдущий пункт относится ко всем, но только не к Люку Скайуокеру. Всего лишь минута Марка Хэмилла действительно хорошо обусловлена, так что, как бы это не было абсурдно в видении конкретно данного фильма, актёр явно не зря пришёл в форму, похорошел и преобразился. И в итоге даже пафосный идиотский облёт камерой удалось воспринять как возвышение, имеющее право быть.
  • Некоторых безудержно восторженных критиков хочется упрекнуть в том, что они либо очень трусливы, либо по какой-то другой причине просто не смогли трезво взглянуть на эпизод, оценивая его, не наступая во всём этом деле на оригинальную трилогию, приквелы и будущие эпизоды.
  • "Чёрный всё испортит" и, к удивлению, таки испортил. Но не потому что Финн именно вот чёрный, или у него совсем нет интересной харизмы и характера, или актёр плохо играет (как раз наоборот, к Джону Бойега основательных претензий нет), а просто потому что этот персонаж штурмовик-перебежчик крайне притянут за уши, вяло раскрыт и очень неуверенно впихнут в сюжет в дурных попытках примазывания к светлой стороне, а самое главное - у него пока нет толкового адекватного места в этой истории, к счастью, слишком уж сильно он не мешал, одеяло на него не перетянули, однако ощущение того, что он занимает место отсутствующего нормального главного героя, определенно присутствует. Очень не хотелось такое увидеть, готов был защищать этого персонажа, но Финн реально выглядит пока как дань современному поклонению толерантности, равным правам и возможностям всех и вся. Всё это очень плохо воспринимается, так как дело в том, что никакого смысла для обогащения сюжета делать одного из главных героев с таким вот происхождением (ах, он был в фашистском режиме, но отказался расстреливать мирное население - каков герой!) нет - это никак не окупается и только смущает отсутствием не условного, а прописанного бэкграунда. 
  • А вот Дэйзи Ридли и её Рей несказанно радует. Во-первых, внешне: хрупкая, свежая, эмоционально-богатая, симпатичная, приятная по всем признакам, от юмористичности до драматичности - волшебное попадание в цель. Во-вторых, в данном случае, молодая девушка в виде типичного главного героя - это как раз хороший свежий глоток. Одиночка, собирающая мусор, не дающая хватать себя за руку, и уже через два часа на равных махает световым мечом с более-менее опытным растущим ситхом - конечно повод похлопать по спине за феминизм. Но такое положение дел не вызывает отторжения, и героиня такой феминизм заслуживает: с Рей связано множество забавных моментов, она представляется живым человеком, а не страдающей жертвой фашистского режима и ей куда более органично, хоть и как-то резковато, находится понятная, ключевая роль в повествовании. Вдобавок ко всему, это осязаемая героиня, с которой, с единственной, происходит атмосферное знакомство. Ещё больше - наличие своей загадочной предыстории, которая одновременно не отвлекает от полноценного вовлечения Рей в новое приключение с яркого чистого листа.
  • Этот пункт затрагивает и предыдущие, и следующие далее, но думаю надо обозначить его отдельно - много всего показано на пустом месте. Мотивации, смысл, объяснения, причины, горизонты, подробности - всё почти везде объявляется  в розыск. В этом плане сценарий весьма огорчает даже просто тогда, когда авторы пытаются играть на чувствах фанатов оригинальной трилогии - они просто делают это слишком незатейливо или прямолинейно, и некоторые из таких моментов не работают.
  • Ну и далее идёт фрагментарность. Иногда фильм напоминает выполнение намеченной программы без попытки превращения программы в единое гладкое произведение: Дж.Дж. Абрамс ставит галочки, а передача темпа, ритма и даже банальное чувство связи между сценами - это вещи как будто второстепенные, а иногда и вовсе отрицаемые. Очень больная сторона, учитывая что у нас тут, вроде как, большой приключенческий фильм. Причём когда один из фрагментов заканчивается (неважно насколько внушительные события там происходили), почти полностью его можно смело забывать, факт произошедшего не обсуждается в следующем фрагменте - просто повествование прошло через очередную галочку.
  • Меньше зеленки. Да, конечно это очень серьезный плюс, и очень важный аргумент в восхвалении эпизода  в сравнении с перенасыщенными компьютерной графикой приквелами. Ощущается больше реального воздуха, критически важной для атмосферы натуралистичности. Очень и очень хорошо. Но вместе с тем... в связи с решением сделать напор на как можно более живые съемки, нам приходится испытывать крайне сильную нехватку масштабности и банального блокбастерного размаха эпичности. Многих это не смутит, многие этого даже не заметят, но желающие увидеть как можно более жирные батальные сцены, наверняка хотя бы чуть-чуть, но почувствуют себя обделенными. А что уж касается ощущения камерности, то когда речь прямо идёт о судьбе галактики и о взрываемых планетах, постоянная концентрация на узкие локации, даже пусть вокруг будут шикарные декорации - это для меня какая-то вовсе не очаровательная искусственность. К радости огромного количества фанатов, отсюда выливаются как раз "те самые Звёздные войны", но я скажут так: отсюда и выливаются те самые "Звёздные войны", и те "Звёздные войны" - это не кино на 10 из 10.
  • Технологическая продвинутость превращает "те самые Звёздные войны" в картину, которую нужно смотреть только на большом экране, однако те же самые спецэффекты, которые так или иначе в обилие присутствуют, здесь не являются топовыми и какого-то небывалого восторга не вызывают.
  • Господин Уильямс, где музыка? Слышно только старые, измененные (и измененные ли?) мотивы, если в фильме и играет новая музыка, то она уж слишком незаметна, а это "Звёздные войны", это симфония, так не надо. Никакого желания заполучить саундтрек не возникает. Вот и думается, что может было бы всё же лучше, если бы за работу взялся Майкл Джаккино, учитывая что он очень уважает оригинальные работы Джона Уильямса, то он бы крайне постарался и вряд ли бы сплоховал, а так...не чувствуется, что Уильямс очень уж напрягался.
  • Возвращаясь к сценарию - сюжетные ходы топорные. Протагонист и антагонист в пылу битвы, сейчас прямо убьют друг друга, конечно как бы рановато - всё же два эпизода впереди. Как остановить битву? Пускай земля разверзнется между ними. Смотрится ли такой, ну довольно художественно-поэтичный приём вменяемо в подобном фильме? Я как-то сомневаюсь.  
  • Романтическая линия? Ой-ой, нам как-то страшно, куча недовольных же будет. Ну ладно, тогда "не определимся".
  • Новая надежда 2.0. Копируем на новый лад серьезную часть содержания сюжетного действа и добрую половину сцен, и угадайте что... Получается хуже! Какая неожиданность! Это страшно, но операция по нейтрализации "Звезды смерти" смотрелась лучше, интереснее и более захватывающе в устаревшем по картинке четвертом эпизоде, чем здесь какая-то невнятная операция по уничтожению базы, в несколько раз больше "Звезды смерти", под названием "Звёздный убийца", с более опасным супер-оружием, в несколько раз больших размеров. Это, честно говоря "атас и приехали". Потому что когда какие-то безликие ребята на десяти истребителях во главе с "просто хорошим и парнем и лучшим пилотом" По Дамероном (сам Оскар Айзек!), который на минутку обладает нулевой температурой, являясь при этом одним из главных героев, уничтожают такую махину, а уже через час не можешь вспомнить не то что подробности, а вообще всю операцию, то начинаешь думать о некой подделке. Примитивное разделение сюжета в этот кульминационный момент на две линии действа, делает из операции сопротивления какой-то шум, который монтажно раздражает. Плохо также вышло с баром, у которого ноль шансов стать культовым, с Татуином, который не Татуин, и даже с новым дроидом, который конечно всех веселил и вообще он миленький, но не игрушка же должна тащить такое кино. Повторение четвёртого эпизода удаётся в каких-то отдельных деталях или когда авторы стараются не просто копировать, а достаточно тонко брать за живое (в момент когда "Тысячелетний сокол" впервые монументально поднимается в воздух, при этом "царапаясь" об землю, сердечко точно ёкает), но при более обширном взгляде становится тупиковость такого метода строения картины.
  • Кайло Рен очень хорош, хотя и к нему есть вопросы. Почему выходит так, что замечательный артист Адам Драйвер раскрывает лишь малую долю своего актёрского потенциала? Почему очень сложно поверить, что данный герой является сыном Хана и Леи? Что за недокрученная до кондиции мотивация им движет, и почему его предыстория кажется столь невнятной? На последний вопрос, хочется верить, ответ будет толково дан в следующем эпизоде. Исключая эти проблемы, в остальном - Кайло Рен в лице Адама Драйвера смотрится, как, наверное, лучший персонаж, после разве что крайне симпатичной героини Дэйзи Ридли. Он по-своему конечно довольно знакомый для современных блокбастеров антигерой-подросток (в новом Star Wars конечно должен был быть кто-то постарше подростка, но суть не поменялась) со своими тараканами, но для саги это определенно новый, и в пучине "ремейкнутости" фильма, смелый шаг. Собственно на самом деле за эту новизну, разрушение романтики крутости персонажей тёмной стороны, а не за вышеприведенные вопросы, Кайло Рена уже и невзлюбили, за то что он, видите ли, на лицо не слишком красив. Внезапно выясняется, что многие фанаты Star Wars живут стереотипами в кино, хотя имеющаяся картина вселяет в лично меня большую степень позитива в отношении интересной психологической глубины как этого, так и других персонажей, которая должна будет увереннее раскрыться дальше. Кайло Рен - истеричка и снимает шлем? Отлично - эмоциональный персонаж, разве не уныло было бы наблюдать на очередную каменную морду или шлем "аля Дарт Вейдер 2.0"? Кайло Рен плачет, психологически слаб, не уверен в себе и фанатично старается идти по стопам Дарт Вейдера? Великолепно ведь, все говорят, что им из-за этого не получается симпатизировать такому недорослю, но ведь ровным счётом наоборот - человек с обнаженными страхами и видимыми проблемами наоборот становится ближе. Кайло Рен, несмотря на свою внушительную роль в "Первом ордене",  лишён серьезного опыта и вообще, как выясняется, не очень то и хорош во владении световым мечом и вообще силой? Ну это же вообще чудесно, он ведь молод и куда же интереснее наблюдать за его развитием с этой достаточно ранней точки, вдобавок ко всему таким образом у нас в истории формируется особо интересный конфликт между такой же молодой Рей и незастывшим Кайло (да, наверняка они двоюрдные...), где они уже не просто противники, но и конкуренты в познании силы - как раз между ними двумя за весь фильм я только и ощутил какую-то трепетную химию, не между безвкусными, режущими глаз,  "дружбанами Финном и Рей", "дружбанами Финном и По", и уж точно не в каких-либо сочетаниях "старичков" друг с другом или со свежей кровью, а только между Рэй и Реном. Ну и последнее, Адам Драйвер далеко не эталон красоты? А почему он вообще должен быть, даже если не красив, то хотя бы держать какую-то планку-штамп?  Мне как-то даже неловко об этом говорить, но по-моему очевидно что так и задумано, и вся смазливость, неотесанность и неуверенность героя как раз идеально сочетается с его лицом.
  • Охватывая же весь "Первый орден", то конечно это детский сад и действительно "нацисты сбежали в Аргентину и организовали кружок", при этом ребятки уничтожают махом даже не планеты, как в своё время более сильная Империя, а почти целые системы. В целом, "игрушечность" - это то, что можно сказать вообще про всю вселенную, представленную в этой картине. Здешний мир составлялся видимо так: "Народ, нам нужно несколько разных локаций: делаем несколько каких-то планет и помещаем на них абы как объекты сюжета, нитками связываем локации в одной истории - вот наша вселенная". Политическая ситуация, ощущение галактики, то что вообще тут происходят дела галактической важности, творится глобальная история - ничего этого нет. Не надо говорить про хаос в галактике - хаоса тоже нет. Справедливости ради, оригинальная трилогия была примерно на том же уровне, так что ремейк видимо здесь удался, весь этот галактический напиток попахивал чем-то серьезным разве что в треклятых приквелах, где было правительство, орден джедаев, сенат и т.д. Возвращаясь к конкретно "Первом ордену": зигующие штурмовики и истеричный орущий молодой генерал-гитлер Хакс в незабываемом исполнении Донала Глисона - это самые смешные моменты седьмого эпизода. Каждое появление генерала Хукса было феерией, вот уж чьё выражение лица достойно комедии, хотя надо признать, высокомерие и генеральский пафос на лице у Глисона застывал настолько эксцентрично и неуместно, что получилось даже хорошо. Дальше у персонажей "Первого ордена" всё тоже очень "хорошо". Некий "Палпатин 2.0" Верховный правитель Сноук может и выглядел бы угрожающе, проецируясь перед Хуксом и Реном, играя роль кукловода-главгада, но пока что он просто "какой-то сидящий непонятный хрен". Ну и самое ужасное - капитан Фазма в исполнении Гвендолин Кристи. Это какой-то кошмарный обрезок, а не персонаж, и лучше бы актриса не появлялась ни разу в рамках рекламной кампании "Пробуждения силы", потому что с ней вышел очень жёсткий оверхайп, несколько её мельтешащих мебельных появлений по тридцать секунд позволяют сказать, что, по сравнению с массивностью её второстепенной роли, даже По Дамерон и и Люк Скайуокер - это полноценные главные герои фильма. 
  • Пробуждение силы вышло в не самом бодром расположении духа, в глазах читается вчерашняя вечеринка, сонливость и невразумительность. И всё же это новая надежда. Увидев, как штурмовик и антагонист снимают шлемы, узрев возвращение, и в итоге жёсткое, ожидаемое, но обескураживающее прощание с Ханом Солом - все эти всё же выполненные покушения на отживший своё святой материал, которому и так устраиваются не в меру фанфарные похороны в виде аж целого ремейка, хочется рассчитывать, что дальше эта серия, продолжив оставаться уважительным наследником, всё же отойдёт подальше от игры на ностальгии, эксплуатации старого, будет более активна и размашиста в предложениях, развитии своих идей и станет наконец хорошим самостоятельным фильмом, настоящим продолжением, а не фанфиком. Дж.Дж Абрамс пытался угнаться за двумя зайцами, и вроде бы обоих поймал, но что это за зайцы, насколько они хороши? К сожалению, у "Пробуждения силы" достаточно самых различных проблем, а у каждого из трёх фильмов три разных, далеко не идеальных  режиссёра, так что в качестве предполагаемой "новизны" в равной степени приходится и сомневаться, но в любом случае, хочется увидеть следующий эпизод даже пусть скорее более еретичным, главное чтобы не вышла "Империя наносит ответный удар 2.0". Потому что это уже точно будет фейл. Переход, каким-бы проблемным он не был, совершен, теперь пришло время идти дальше, нужно отпустить чувство боязни не угодить жаждущим возвращения в оригинальную трилогию. Хватит повторов, давайте смелее и сообразительнее. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кинонеделя #4 - Наплыв годноты: Breaking Bad, How I Met Your Mother, Gravity, Metallica, Pieta, Upside Down и это ещё не всё...

На прошедшей неделе я познал у видел столько всего впечатляющего, принадлежащего миру кино, что этого оказалось даже слишком много. Поэтому чтобы написать нормальный пост обо всём этом мне бы понадобился наверное целый день и  в итоге я решил схалутрить и практически ничего не писать. Но это ни в коем случае не передоз, и я хотел бы чтобы каждая неделя у меня содержала столько хорошего кина. Кино прошлой недели Это должен был быть огромный постище, который никто бы не смог дочитать до конца, уснув где-то в лавинах букв во время чтения.  А ещё мне лень. Поэтому я просто выкладываю наглядный список годноты огромным шрифтом. Чем больше шрифт, чем более продукт меня впечатлил. А ниже списка тысяча картинок из этих самых продуктов и видеообзоры к фильмам (без спойлеров конечно), премьеры которых я посмотрел на прошлой неделе. К некоторой годноте из списка ниже, у меня есть чувство, что я должен буду ещё обязательно вернуться в этом блоге, потому что иначе неприлично -_-. Ещё как

"Лето"

Покопался в поиске метких твитов об очень хорошем, тихом и громком, крутом, чувственном, грустном и теплом, романтично черно-белом и окрашенным молодостью, свободолюбивом (#ЭтогоНеБыло) фильме Кирилла Серебренникова , название которого созвучно и переплетается с названием "Кино", и в той же степени что и "Кино" - заголовок рассказывающий о рок-группе, в той же степени "Лето" может считаться полноценной биографией о  Викторе Цое и отчасти о Майке Науменко, чьего персонажа в приятном исполнении Ромы Зверя , впрочем можно счесть и главным - фильм вообще с разной степенью восхищения легко воспринимать в довольно просторном диапазоне, для этого воздуха в нём достаточно, а биографические обязательства здесь скорее могли бы даже больше сковывать картину, но ей и с ними удалось душевно сдружиться. И поэтому можно говорить, что в итоге главное здесь конечно же само лето, нечто маленькое и широкое, моментальное и бесконечное - буквальное в том числе, но конечн

Смена ролей

В связи с созданием канала на платформе Яндекс Дзен - там очень легкий, удобный и приятный дизайн - стоит заявить, что немного меняется предназначение этого блога, который я всё же по-прежнему считаю главной личной страничкой в сети. Тексты, посвященные, например, мнениям о просмотренных свежих новинках теперь будут появляться в Дзене, то же самое скорее всего будет с другими подобными текстами, посвященным определенным произведениям в стандартной форме. Что же тогда останется здесь? Хочется надеяться, что получится адаптировать блог как раз для более личных, свободных постов, не привязываемых так жестко к тому, что претендовало бы на сухое звание обзора, рецензии, структурированной подборки - это вовсе не означает, что теперь буду писать здесь не про фильмы, игры или музыку, а только какую-то фигню из личной жизни. Напротив, все эти медиумы составляют серьезную часть личного опыта, поэтому именно такая их роль может быть и будет реализована в дыхании обновленного блога.

Кинонеделя #7 - Слабенькая неделя

Период небольшой передышки, и ещё время, когда осень уже окончательно перешла к состоянию "уже ближе к зиме, чем к лету". Не только по календарю, но и по погоде и по ощущениям, и даже атмосфере. 5 видеороликов прошлой недели Это не видео, появившееся на прошлой неделе, это всего лишь ролики, так или иначе связанные с кино, которые я посмотрел на прошлой неделе (может быть даже не в первый раз), и которые хотелось бы отметить. Испанский ужастик "Репортаж 3" (или "Репортаж со свадьбы" ) стал известным фейлом для почти всех любителей франшизы. Вместо охрененного, близкого по атмосфере к первым частям приквела, мы получили какую-то трэшовую зарисовку с зомбаками на свадьбе, мало как связанную с каноничными первыми частями Ещё тогда, когда фейл третей части ничего не предвещало, а официальных трейлеров или каких-либо других видео не было и в помине, на Кинопоиске я наткнулся на тизер к фильму "Репортаж 3". В последствии выяснилось,

"Головоломка"

PIXAR снова сделали это. При помощи своего удивительного воображения они оживляли бездушные игрушки, машины, делали из насекомых, рыб, крыс, роботов персонажей с человеческими сердцами, трогающих и детей и взрослых, и вот, наконец, они добрались до самой интимной области, которая и является самой родной для PIXAR - сознания человека. И здесь, на этой бескрайней почве они посадили растение, из которого выросло поразительное новое творение. Про него в первую очередь хочется сказать следующее: настолько много фантазия PIXAR ещё не восхищала! Авторам хотелось аплодировать, и весь зал, полный детей и взрослых, аплодировал. Как это часто бывает: удивляющая воображением идея получает достойную реализацию - ты с жадным интересом наслаждаешься этой реализацией. А через тридцать минут всё затухает. Идея реализована, раскрыта и... закончилась, осталась лишь на её основе линия истории, возможно даже интересная и оригинальная, но уже точно не поражающая воображением авторов, чувством открыти