К основному контенту

"Макбет"

В краткой форме постараюсь выразить сначала суть недовольства и потом, куда более значительное, удовольствие от фильма "Макбет" Джастина Курзеля.


Эта экранизация трагедии Уильяма Шекспира, при всей её качественности, не становится полноценной заменой оригинальному произведению. Фильму банально не хватает приличных двух киношных часов для передачи истории во всех подробностях, что, как выясняется, в случае с, наполненной действием и деталями, пьесой Шекспира, критично. Возможно именно в этом кроется причина недостаточно ощутимой силы в финальном катарсисе. Повествование банально по-киношному скачет. Максимальная концентрация достигается в ночь смерти Дункана, а после этого сюжет мчится обрывками и разрывается, не вынося на достойном уровне всю мотивацию, суммарную массу персонажей и предоставляет сцены, связь единой складной истории между которыми тяжело ощутить. Как и практически все экранизации произведений литературного происхождения (в т.ч. хорошие и удачные), фильм "Макбет" подвергается содержательному сокращению, но дело даже совсем не в этом. Данная экранизация Шекспира - особо явная жертва различий форматов кино и литературы: там, где на бумаге, в тексте "Макбет" воспринимается одним образом и требованию к истории предоставляются одни, показываемое в кинокартине воспринимаешь совсем по-другому. Так, например, здесь куда сильнее испытываешь недостаточность выписанности бэкграунда. В пьесе же, чья драматургия кажется сейчас устоявшейся, нет необходимости обращаться ко многим звеньям содержания, которые свойственны большинству киношных сюжетов. И так уж вышло, что при всей трепетности обращения с оригинальным материалом, с сохранением стихотворной формы, "Макбет" Джастина Курзеля меньше всего похож на театральную постановку, и в первую очередь является именно настоящим виртуозным художественным фильмом, сценарий для которого просто кажется недостаточно адаптированным под нужды такой картины. А покрыть такой недостаток киносценария использованными средствами полностью не получается.

Ну и ладно.

Да, этот фильм возможно не позволяет во всей полноте взглянуть на все достоинства оригинального произведения Уильяма Шекспира. Он это делать и не должен, для выполнения этой цели можно сделать лишь одно - прочесть оригинал. Кроме того, всё вышесказанное не мешает утвердиться в одном, как будто парадоксальном, ясном факте: данный фильм - великолепная экранизация "Макбета" Шекспира. Методами кинематографа, обходясь без отсебятины, с желанием сохранить существо и дух оригинала - сделать кино круче...скорее всего просто невозможно. Разве что невозможное - снять на том же высочайшем уровне 5-часовой фильм, впрочем, это уже из разряда фантастики. Джастин Курзель не делает невозможное, но снимает двухчасовую синефильскую картину, в которой для воплощения своей любви к оригиналу, он призывает все кинематографические мощи, до которых он только мог дотянуться.

Шикарнейший каст возглавляют разноплановые, но гармонично блистающие здесь актёры: зверь - немецкий ирландец Майкл Фассбендер, и воплощение чувственности - француженка Марион Котийяр. Вряд ли можно сказать, что на экране воплощается самый лучший дуэт года, всё же не настолько тесно переплетаются Макбет и Леди Макбет, но зато можно сказать, что каждый из них по отдельности очень крепко воплощает мощь своих самодостаточных героев. Так или иначе, и в самом оригинале химия их отношений порой кажется искусственной и неживой.

Что нельзя сказать про саму сущность внутренних конфликтов и проблем, которыми сполна окрылена пьеса. В этом плане фильм максимально успешно справляется с трансформацией текста в формат кино. Психологизм и поэтизм произведения пылко переносится в форме, которая делает из "Макбета" не просто фильм с бережным сохранением оригинального текста, но и большое кино с талантливым визионерским воплощением глубокого видения пьесы. Авторы пробирающе чутко сотворяют "Макбета" на экране, добиваясь завораживающего визуального ряда. Брутальная красота сопровождает почти всё. Начиная с мрачных холодных видов земли шотландской, заканчивая отпечатывающимися сценами жестоких батальных сцен. Дыхание смерти, устремлённое к Макбету, никуда не пропадает всю картину.

Вскрывая в этой визуализации основные психологические подоплёки классической трагедии Шекспира, авторы может и отдают какие-то акценты (например, роли потери ребенка), но в любом случаем делают это, с заслуживающим оваций, тонким прощупыванием текста. Всё это творение невозможно представить без потрясающего монтажа и порой изумительной операторской работы. За счёт этих производных здесь часто образуется из сцен, изящных планов и отдельных кадров чистейший клиповый экстаз, и всегда - сооружение густого, заливного духа рассказа. В холодном, замирающем ритме этой поэзии представлены даже битвы - такого вкусного медленного slow-mo в экшен-сценах я более нигде не припомню. Окончательно добивает до мурашек музыкальное сопровождение, стройной волной оплетающее визуальный тон.

Как смотреть? В оригинале и на большом экране. И то, и то кажется обязательным. Настолько сильная визуальная сторона (одна из лучших в этом году) заслуживает лучших экранов, а язык Шекспира, как известно, должен звучать только на английском, а уж точно не в дубляже. В некоторых городах России, к счастью, "Макбет" идёт в прокате с субтитрами и на оригинале, но если с такой роскошью вам всё же не повезло, то придётся выбирать. И в данном случае, если у вас дома нет топового домашнего кинотеатра, то всё же лучше выбрать вариант с походом на дублированную версию, но в специальный дом кино - стихотворный перевод, оставляя за скобками оговорки, хочется назвать хорошим, а озвучка, хоть и не всех героев, но может определяться как сносная.



Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

Вердикт: Жуткий дискомфорт от скоротечности этой, внушительно нарисованной, оживленной сильнейшими заклинаниями кино, пьесы Шекспира.

Популярные сообщения из этого блога

"Планета обезьян: Война"

War for the Planet of the Apes - отличное и логичное завершение фантастической трилогии, начатой в уже кажущемся далеком 2011 году, когда летом вышла удачная и уместная предыстория для всей вселенной "Планеты обезьян" под названием Rise of the Planet of the Apes. Начало пути будущего предводителя поумневших приматов Цезаря (и ещё двух его товарищей) и, собственно, косвенный рассказ про то, как вышло так, что люди оказались на грани вымирания  и вынуждены были в дальнейшем сражаться с обезьянами - это почти всё, что роднит в содержательном плане первую и вторую часть, вышедшую уже в 2014 году, снова летом - собрав в итоге уж совсем солидную и громкую сумму в прокате - около 710 млн. $ (у первого фильма сборы по миру составили менее 500 млн. $). У Dawn of the Planet of the Apes полностью сменился набор персонажей-людей, антураж, а также практически вся съёмочная команда, в кресле режиссера оказался Мэтт Ривз, до этого лучше всего, наверное, проявивший себя в также визуально эф…

"Движение вверх"

Если вам очень понравилась спортивная драма 2012 года "Легенда №17", и тогда вы наверняка испытываете какой-то прилив патриотических чувств, радуясь победам отечественного спорта, то нет варианта лучше в эти новогодние праздники посреди довольно мрачных для российского спорта времен, чем сходить в кинотеатр на "Движение вверх". Картины объединяют общие продюсеры и хорошо зарекомендовавший себя в разных работах сценарист Николай Куликов. "Движение вверх" похожим образом рассказывает драматическую киноинтерпретацию реальных событий (в данном случае фильм, проявляя милую оригинальность, открывается фразой "основано на реальном событии") с одним из самых знаменитых триумфов среди вообще любых успехов сборных команд в СССР.

Однако, несмотря на известность события, тот факт, что здесь речь идёт не про суперпопулярный у нас в стране хоккей, а всё-таки про исконно не такой сильный баскетбол - делает успех в плане теплоты приема, и, уже похоже состоявши…

"Три билборда на границе Эббинга, Миссури" и шансы фильма на "Оскаре"

Посмотрел хороший и во многом безупречный внутри себя фильм "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", но говорить о нём не возникает почти никакого желания - настолько кино ровное в художественном плане и слишком очевидное в своём социальном изъявлении и гуманистических позывах. Причём никто ведь не спорит - в здешнем довольно остром абсурдистском, чернушно-трагикомичном (с явным склонением всё-таки к серьезности драматизма сюжета) соусе это всё вкусно и очень зрелищно представлено. Однако банальность характеров (пускай и великолепно изображенных) в фильме, а также отсутствие атмосферы и игрушечность вторичного сеттинга с блеклым антуражем приводят к тому, что название картины оказывается чуть ли не самой яркой частью всего произведения.

В результате, очевидно не только содержание фильма, но и то, что не случилась здесь какого-либо потрясающего преображения в наших глаза режиссера Мартина МакДоны: "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" становится несомненно …

"мама!"

Убежден, что "мама!" должна очень неплохо заходить огромной аудитории, и только с двух противоположных краев она способна вызывать отторжение у тех, кто будет в итоге реагировать с одним и тем же возгласом "ЧТОВООБЩЕ!", но только с разными интонациями. Действительно, кажется, что новое творение Даррена Аронофски отлично подходит для ловли в кинозалах по крайней мере двух ядовитых групп зрителей:
Одних можно охарактеризовать как, извините, "тупые пожиратели попкорна", и они входят в ступор, задаются вопросом "Что вообще происходит", крутя пальцем у виска, разбиваясь о какие-то свои жанровые устои и штампы продуктового кино, о которых травматическая, самостоятельная "мама!" явно не заботится, при этом ими и не пренебрегая.  Вторые - это некоторые разновидности снобов-критиков - всех их тут на этом фильме точно не поймаешь, но какие-то себя обличат, особенно если их степень мизантропии значительно не соответствует (и в плюс, и в минус) та…

"Нелюбовь"

Несколько тезисов и фактов о пятом полнометражном фильме Андрея Звягинцева "Нелюбовь":


После "Нелюбви" хочется любить. Похоже, что фильм удался."Нелюбовь" грубая и очень красивая.Михаил Кричман. Да, снова спасибо. Какие порой планы! А какие пейзажи! Здешние кадры могут, поглощая изяществом, по наставлению режиссера кричать и становиться пронизывающим лицом трагедии.Мастерство, стойкость и сила конъюнктурного изображения Звягинцева отточены до редчайшего в современном российском кинематографе совершенства и вылизанности."Нелюбовь" грубая, но даже и что-то слишком толстая (речь в первую очередь про слегка с перебором эпилог) -  с другой стороны всё возможно верно, потому что болезненно, метко и справедливо."Нелюбовь" продолжает тональность, которая сформировалась окончательно в "Левиафане", но "Левиафан" эпичнее и обладает практически библейскими масштабами, которые в данной картине всё же почти не проглядываются.&quo…