К основному контенту

"Макбет"

В краткой форме постараюсь выразить сначала суть недовольства и потом, куда более значительное, удовольствие от фильма "Макбет" Джастина Курзеля.


Эта экранизация трагедии Уильяма Шекспира, при всей её качественности, не становится полноценной заменой оригинальному произведению. Фильму банально не хватает приличных двух киношных часов для передачи истории во всех подробностях, что, как выясняется, в случае с, наполненной действием и деталями, пьесой Шекспира, критично. Возможно именно в этом кроется причина недостаточно ощутимой силы в финальном катарсисе. Повествование банально по-киношному скачет. Максимальная концентрация достигается в ночь смерти Дункана, а после этого сюжет мчится обрывками и разрывается, не вынося на достойном уровне всю мотивацию, суммарную массу персонажей и предоставляет сцены, связь единой складной истории между которыми тяжело ощутить. Как и практически все экранизации произведений литературного происхождения (в т.ч. хорошие и удачные), фильм "Макбет" подвергается содержательному сокращению, но дело даже совсем не в этом. Данная экранизация Шекспира - особо явная жертва различий форматов кино и литературы: там, где на бумаге, в тексте "Макбет" воспринимается одним образом и требованию к истории предоставляются одни, показываемое в кинокартине воспринимаешь совсем по-другому. Так, например, здесь куда сильнее испытываешь недостаточность выписанности бэкграунда. В пьесе же, чья драматургия кажется сейчас устоявшейся, нет необходимости обращаться ко многим звеньям содержания, которые свойственны большинству киношных сюжетов. И так уж вышло, что при всей трепетности обращения с оригинальным материалом, с сохранением стихотворной формы, "Макбет" Джастина Курзеля меньше всего похож на театральную постановку, и в первую очередь является именно настоящим виртуозным художественным фильмом, сценарий для которого просто кажется недостаточно адаптированным под нужды такой картины. А покрыть такой недостаток киносценария использованными средствами полностью не получается.

Ну и ладно.

Да, этот фильм возможно не позволяет во всей полноте взглянуть на все достоинства оригинального произведения Уильяма Шекспира. Он это делать и не должен, для выполнения этой цели можно сделать лишь одно - прочесть оригинал. Кроме того, всё вышесказанное не мешает утвердиться в одном, как будто парадоксальном, ясном факте: данный фильм - великолепная экранизация "Макбета" Шекспира. Методами кинематографа, обходясь без отсебятины, с желанием сохранить существо и дух оригинала - сделать кино круче...скорее всего просто невозможно. Разве что невозможное - снять на том же высочайшем уровне 5-часовой фильм, впрочем, это уже из разряда фантастики. Джастин Курзель не делает невозможное, но снимает двухчасовую синефильскую картину, в которой для воплощения своей любви к оригиналу, он призывает все кинематографические мощи, до которых он только мог дотянуться.

Шикарнейший каст возглавляют разноплановые, но гармонично блистающие здесь актёры: зверь - немецкий ирландец Майкл Фассбендер, и воплощение чувственности - француженка Марион Котийяр. Вряд ли можно сказать, что на экране воплощается самый лучший дуэт года, всё же не настолько тесно переплетаются Макбет и Леди Макбет, но зато можно сказать, что каждый из них по отдельности очень крепко воплощает мощь своих самодостаточных героев. Так или иначе, и в самом оригинале химия их отношений порой кажется искусственной и неживой.

Что нельзя сказать про саму сущность внутренних конфликтов и проблем, которыми сполна окрылена пьеса. В этом плане фильм максимально успешно справляется с трансформацией текста в формат кино. Психологизм и поэтизм произведения пылко переносится в форме, которая делает из "Макбета" не просто фильм с бережным сохранением оригинального текста, но и большое кино с талантливым визионерским воплощением глубокого видения пьесы. Авторы пробирающе чутко сотворяют "Макбета" на экране, добиваясь завораживающего визуального ряда. Брутальная красота сопровождает почти всё. Начиная с мрачных холодных видов земли шотландской, заканчивая отпечатывающимися сценами жестоких батальных сцен. Дыхание смерти, устремлённое к Макбету, никуда не пропадает всю картину.

Вскрывая в этой визуализации основные психологические подоплёки классической трагедии Шекспира, авторы может и отдают какие-то акценты (например, роли потери ребенка), но в любом случаем делают это, с заслуживающим оваций, тонким прощупыванием текста. Всё это творение невозможно представить без потрясающего монтажа и порой изумительной операторской работы. За счёт этих производных здесь часто образуется из сцен, изящных планов и отдельных кадров чистейший клиповый экстаз, и всегда - сооружение густого, заливного духа рассказа. В холодном, замирающем ритме этой поэзии представлены даже битвы - такого вкусного медленного slow-mo в экшен-сценах я более нигде не припомню. Окончательно добивает до мурашек музыкальное сопровождение, стройной волной оплетающее визуальный тон.

Как смотреть? В оригинале и на большом экране. И то, и то кажется обязательным. Настолько сильная визуальная сторона (одна из лучших в этом году) заслуживает лучших экранов, а язык Шекспира, как известно, должен звучать только на английском, а уж точно не в дубляже. В некоторых городах России, к счастью, "Макбет" идёт в прокате с субтитрами и на оригинале, но если с такой роскошью вам всё же не повезло, то придётся выбирать. И в данном случае, если у вас дома нет топового домашнего кинотеатра, то всё же лучше выбрать вариант с походом на дублированную версию, но в специальный дом кино - стихотворный перевод, оставляя за скобками оговорки, хочется назвать хорошим, а озвучка, хоть и не всех героев, но может определяться как сносная.



Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

Вердикт: Жуткий дискомфорт от скоротечности этой, внушительно нарисованной, оживленной сильнейшими заклинаниями кино, пьесы Шекспира.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кинонеделя #4 - Наплыв годноты: Breaking Bad, How I Met Your Mother, Gravity, Metallica, Pieta, Upside Down и это ещё не всё...

На прошедшей неделе я познал у видел столько всего впечатляющего, принадлежащего миру кино, что этого оказалось даже слишком много. Поэтому чтобы написать нормальный пост обо всём этом мне бы понадобился наверное целый день и  в итоге я решил схалутрить и практически ничего не писать. Но это ни в коем случае не передоз, и я хотел бы чтобы каждая неделя у меня содержала столько хорошего кина. Кино прошлой недели Это должен был быть огромный постище, который никто бы не смог дочитать до конца, уснув где-то в лавинах букв во время чтения.  А ещё мне лень. Поэтому я просто выкладываю наглядный список годноты огромным шрифтом. Чем больше шрифт, чем более продукт меня впечатлил. А ниже списка тысяча картинок из этих самых продуктов и видеообзоры к фильмам (без спойлеров конечно), премьеры которых я посмотрел на прошлой неделе. К некоторой годноте из списка ниже, у меня есть чувство, что я должен буду ещё обязательно вернуться в этом блоге, потому что иначе неприлично -_-. Ещё как

"Лето"

Покопался в поиске метких твитов об очень хорошем, тихом и громком, крутом, чувственном, грустном и теплом, романтично черно-белом и окрашенным молодостью, свободолюбивом (#ЭтогоНеБыло) фильме Кирилла Серебренникова , название которого созвучно и переплетается с названием "Кино", и в той же степени что и "Кино" - заголовок рассказывающий о рок-группе, в той же степени "Лето" может считаться полноценной биографией о  Викторе Цое и отчасти о Майке Науменко, чьего персонажа в приятном исполнении Ромы Зверя , впрочем можно счесть и главным - фильм вообще с разной степенью восхищения легко воспринимать в довольно просторном диапазоне, для этого воздуха в нём достаточно, а биографические обязательства здесь скорее могли бы даже больше сковывать картину, но ей и с ними удалось душевно сдружиться. И поэтому можно говорить, что в итоге главное здесь конечно же само лето, нечто маленькое и широкое, моментальное и бесконечное - буквальное в том числе, но конечн

Смена ролей

В связи с созданием канала на платформе Яндекс Дзен - там очень легкий, удобный и приятный дизайн - стоит заявить, что немного меняется предназначение этого блога, который я всё же по-прежнему считаю главной личной страничкой в сети. Тексты, посвященные, например, мнениям о просмотренных свежих новинках теперь будут появляться в Дзене, то же самое скорее всего будет с другими подобными текстами, посвященным определенным произведениям в стандартной форме. Что же тогда останется здесь? Хочется надеяться, что получится адаптировать блог как раз для более личных, свободных постов, не привязываемых так жестко к тому, что претендовало бы на сухое звание обзора, рецензии, структурированной подборки - это вовсе не означает, что теперь буду писать здесь не про фильмы, игры или музыку, а только какую-то фигню из личной жизни. Напротив, все эти медиумы составляют серьезную часть личного опыта, поэтому именно такая их роль может быть и будет реализована в дыхании обновленного блога.

"Головоломка"

PIXAR снова сделали это. При помощи своего удивительного воображения они оживляли бездушные игрушки, машины, делали из насекомых, рыб, крыс, роботов персонажей с человеческими сердцами, трогающих и детей и взрослых, и вот, наконец, они добрались до самой интимной области, которая и является самой родной для PIXAR - сознания человека. И здесь, на этой бескрайней почве они посадили растение, из которого выросло поразительное новое творение. Про него в первую очередь хочется сказать следующее: настолько много фантазия PIXAR ещё не восхищала! Авторам хотелось аплодировать, и весь зал, полный детей и взрослых, аплодировал. Как это часто бывает: удивляющая воображением идея получает достойную реализацию - ты с жадным интересом наслаждаешься этой реализацией. А через тридцать минут всё затухает. Идея реализована, раскрыта и... закончилась, осталась лишь на её основе линия истории, возможно даже интересная и оригинальная, но уже точно не поражающая воображением авторов, чувством открыти

Кинонеделя #7 - Слабенькая неделя

Период небольшой передышки, и ещё время, когда осень уже окончательно перешла к состоянию "уже ближе к зиме, чем к лету". Не только по календарю, но и по погоде и по ощущениям, и даже атмосфере. 5 видеороликов прошлой недели Это не видео, появившееся на прошлой неделе, это всего лишь ролики, так или иначе связанные с кино, которые я посмотрел на прошлой неделе (может быть даже не в первый раз), и которые хотелось бы отметить. Испанский ужастик "Репортаж 3" (или "Репортаж со свадьбы" ) стал известным фейлом для почти всех любителей франшизы. Вместо охрененного, близкого по атмосфере к первым частям приквела, мы получили какую-то трэшовую зарисовку с зомбаками на свадьбе, мало как связанную с каноничными первыми частями Ещё тогда, когда фейл третей части ничего не предвещало, а официальных трейлеров или каких-либо других видео не было и в помине, на Кинопоиске я наткнулся на тизер к фильму "Репортаж 3". В последствии выяснилось,