К основному контенту

"Молодость"


И вот, в 2013 году, посмотрев "Великую красоту", мы ждём следующих произведений итальянского режиссёра Паоло Соррентино. За "Великой красотой" следует "Молодость". Прямиком из бушующего Вечного города автор отправляется созидать/вдохновляться на закрытый швейцарский курорт, получив за La grande bellezza "Оскар", работает с именитыми зарубежными актёрами. Бюджет в сравнении с "Великой красотой" вырастает на 3 млн.€. Фанаты "красоты" встревожены отсутствием бесподобного Тони Сервилло, а западные зрители заинтересованы появлениями на главных ролях таких исполинов как Харви Кейтель и сэр Майкл Кейн.

Фильм попадает на Каннский кинофестиваль, не получает никаких наград. Среди в целом довольных критиков, популярно одно мнение: почти все оценивают фильм ниже, чем предыдущую картину автора. Немногие из них, будучи уже по факту обсмеянные "Великой красотой", пафосно чуть ли не хоронят Соррентино, хотя "Молодость", как и "Великая красота" по большей части вообще не нуждается в критике за счёт всепоглощающей ироничности и постоянного нивелирования всего великого, хотя, спроси любого недовольного фильмами автора, Соррентино сам часто и витает в облаках.

Фильм с более громкими среди массовой публики именами (в том числе, но не в первую очередь, с теперь более известным во всём мире Паоло Соррентино) получает у нас небольшой, но не ограниченный, как в случае с "Великой красотой", прокат - таким образом мне удаётся попасть в кинотеатр на просмотр столь ожидаемой картины, которую, впрочем, при желании уже можно посмотреть в HD и дома, но памятуя о красоте "Великой красоты", хочется всё же большой экран.

Заранее уже даже не догадываясь, а осознавая, что в этот раз не увидишь лучший фильм года, узрев "Молодость", проходишь через три стадии:
1) Немного разочаровываешься.
2) Понимаешь, что остался доволен.
3) Спокойно, без нервов, ждёшь следующее произведение Паоло Соррентино.


"Красота во всём" от Паоло Соррентино
Впрочем, следующей режиссёрской работой для него неожиданно стал мини-сериал для HBO - "Молодой папа". Соррентино возвращается в Рим, но продолжит работать с зарубежными актёрами: мини-сериал расскажет про вымышленного пантифика-американца, которого сыграет Джуд Лоу. Почему сюжет привлекателен для Соррентино понятно уже исходя из даже столь краткого синопсиса, а почему режиссёр решил отправиться именно на телевидение, можно узнать, посмотрев "Молодость" (СПОЙЛЕР: "За телевидением будущее").

Что касается собственно "Молодости", то вряд ли приходится сомневаться, что все неплохо отдохнули. В первую очередь, и что самое главное, Паоло Соррентино, цитируя его самого, "отдохнул от утомительных съёмок "Великой красоты"". Талантливые актёры вместе со всей съемочной командой тоже несомненно отлично провели время в столь живописном и шикарном месте, коими вообще часто можно считать курорты в Альпах. А зрители наверняка получили свою дозу отдыха, получив возможность вкусить в сравнении в "Великой красотой", куда более лёгкий для ориентирования сюжет с куда более понятными героями, с которыми часто связаны совсем уж простые шутки, и наблюдая за, как всегда у Соррентино, шикарной изящной картинкой и бурлящим мирком этих персонажей.


Прославленный композитор и режиссёр в своих
удивительных наблюдениях узнают, что
они не всё видят.
"Молодость" - это такой фильм-отпуск, но не обезличенный, не растворившийся, с отчётливым лицом автора, знакомым всем страждущим как раз по "Великой красоте". Но если предыдущую работу автора можно определять со стороны чуть ли не как magnum opus, то соответственно "Молодость" уже не может быть картиной такого же размаха, масштаба, фильмом чуть ли не глобальным. Здесь, на тихом закрытом курорте "Молодость" приобретает характер более соответствующий - частный. И более расслабленный. За отсутствием эпичности охвата и таится то небольшое разочарование, исходящее от нелепого сравнения двух разноплановых фильмов: в одном герой созерцает, переживает таинственную "великую красоту", в другом герои переживают, созерцают "молодость". Оба фильма оперируют к роли времени - к пережитому прошлому, осознанию в настоящем и к неотвратимому будущему. Молодость и Великая красота вообще близки, зависят друг от друга, но играют разные роли - это почти как сравнивать суп и ложку. Ложка - конкретный инструмент, а суп бывает разный. И то и то нужно нам, но суп можно употребить без ложки, а ложкой можно употребить не только суп.

"Стравинский как-то сказал, что у интеллигенции совсем нет вкуса, с тех пор я стараюсь не стать интеллигентом"

Создание сценария
С другой стороны, сравнение неизбежно: обличение высокого, споры, взгляды, оценки и переоценки всего вокруг нас, изобилие контрастов, игра со штампами, мысли об отношении к ценностям жизни, эксцентричные, играющие ключевые роли, второстепенные яркие персонажи, особая роль очарования женского пола, дорогие и зажиточные условия обитания героев, внутренние проблемы, трагедии, конфликты состоявшихся людей, клиповые (в этот раз даже буквально) эпизоды, тонны колкостей, иронии и самоиронии, очевидные референсы на узнаваемые настоящие персоналии и ситуации, образы из целых пластов сюжета, множество разнообразной музыки (её роль здесь куда значительнее, но всё же не так объёмна для фильма, в котором один из главных героев - прославленный композитор), элегантная камера, размытое движение повествования, небанальные ходы и неспешный темп... Ничего не напоминает? Если нет, то тогда я рекомендую вам посмотреть La grande bellezza, а не Youth, в которой Паоло Соррентино горазд на самоповторы. Метод повторения может вызывать у кого-то скепсис, но если какие-либо приёмы хороши, и при их использовании присутствует творческий подход талантливого человека, то я не вижу ничего криминального в повторах. В частности, нельзя сказать, что затрагивая одни и те же темы, Соррентино и раскрывает их точно так же, как в "Великой красоте". Например, продолжая всех смешить пошлостью, Соррентино делает это уже без всякой злобности и едкости, и сильнее напирает даже не на сам феномен, а на его переоцененном восприятии. Впрочем, выше приведенная догма Стравинского заметно продолжает не давать ему покоя. И всё же, постоянные демонстративные насмешливые стереотипные изображения обрушения комичного высокомерия технического мышления - Соррентино показывает это здесь мило и не проблематично, настаивая, что любые мерещащиеся проявления пошлости не так важны, что за этим нет ничего кроме культурного явления, и всё это вообще не суть, так как само вкушение жизни всегда выше. Это бесит самых упёртых ценителей высокого и доводит до смешного их отношение к картине - "Молодость" называют высокомерно пошлой.

"Музыка - это всё, что я понимаю"

Настоящий композитор дирижирует даже стадом коров
Но нет причин для такой критики, Паоло Соррентино не философ, а художник, он уверенно продолжает предпочитать музыку и прикосновения словам, в которых он не так находчив, и поэтому как хорошо, что слова здесь чаще смещены в сторону комедии, а сущность драмы передана во время молчания героев, его конечно ругают и за это, говорят что ему просто особо нечего сказать, и он старается компенсировать это за счёт изображения и формы, основанной на прекрасном вкусе, но ведь этим в первую очередь цепляла и "Великая красота": раскрепощенным задором, энергией в чуткой, изящной визуализации всего того, о чём говорится в его фильмах, а как раз не тем, о чём в них говорится - это уже второстепенно. Я бы больше расстроился, если в один ужасный момент выяснилось бы, что Паоло Соррентино больше нечего показать, чем рассказать. О своих мыслях, волнениях, переживаниях, вообще свойственным людям-творцам и, обобщая, просто людям с переживанием об осязании  происходящего с собой и окружением, и повествует Паоло Соррентино, в талантливых красках тонко переданных чувств рассказывая о зависших в месте переосмысления, где в тишине размокают в саунах или нежатся под приближенным солнцем отдыхающие, двух главных героях, старых друзьях, чья чуткость и такая разная зависимость от молодости не даст им, прожившим долгую жизнь творцов, спокойно уйти или не уйти на покой.

Более для масс развлекательная, поверхностная тональность картины играет свою роль не только в положительном для зрелищности ключе (очень сомневаюсь, что зрители в моём зале смеялись бы во время просмотра "Великой красоты" так бы часто как во время просмотра "Молодости") - La giovinezza воспринимается суше, чем La grande bellezza, до края заполненная невероятно сильно ощутимыми глубокими переживаниями. Майкл Кейн и Харви Кейтель играют персонажей менее интересных и не таких эмоциональных, как страдающий Джеп Гамбарделло Тони Сервилло, и соответственно этим характеризуется и окружение, построенное вокруг них, а боль, истории, комедию или драму не так уж и хорошо слышно, возможно просто за счёт возможно не столь отточенного сценария, куда более напоминающего осмысленный и красивый, но альбом с открытками. При неизменной силе формы, содержание всё же слабее, оно видится более расплывчатым, менее животрепещущим в определенных линиях, так как фильм как будто порой зажат в очень уж узковатой личной драме. "Молодость" с одной стороны можно назвать более художественной картиной, когда "Великую красоту" более документальной, даже исследовательской и научной работой. Но на самом деле за этим стоит лишь более мейнстримовая характерность нового фильма автора. Атмосфера здесь разряжена, "Молодость" не грандиозна, не так монументальна, просто не такое тяжёлое, крупное полотно. В отдельных придуманных сценах это быть может ещё более вкусное блюдо, но в целом, конечно не получаешь того уровня суммирующихся впечатлений, что уже получил в другом фильме. И это даже логично.


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

Что посмотреть перед фильмом? Конечно "Великую красоту" - это основное произведение для знакомства с Соррентино, после него "Молодость" становится больше похожей на открытую книгу,  и в ней можно будет находить множество вольных или невольных отсылок к предыдущей картине, и одновременно с большим интересом сравнивать построения композиций в двух восхитительно снятых фильмах.

Что послушать перед фильмом? Современную неоклассическую, инструментально-хоровую музыку композитора Дэвида Лэнга, две композиции которого были использованы Паоло Соррентино ещё в саундтреке "Великой красоты", и чья чувственная музыка играет и в новом фильме итальянца. Кроме того, к прослушиванию рекомендуются произведения Игоря Стравинского - с прославленным композитором общался герой Майкла Кейна.  

Здесь есть комично и очень мило-грустно изображенный Диего Марадонна (зрители в зале спрашивают: "А это что, он сам себя играет!?" Спойлер: НЕТ), который набивает теннисный мяч пузом!


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кинонеделя #4 - Наплыв годноты: Breaking Bad, How I Met Your Mother, Gravity, Metallica, Pieta, Upside Down и это ещё не всё...

На прошедшей неделе я познал у видел столько всего впечатляющего, принадлежащего миру кино, что этого оказалось даже слишком много. Поэтому чтобы написать нормальный пост обо всём этом мне бы понадобился наверное целый день и  в итоге я решил схалутрить и практически ничего не писать. Но это ни в коем случае не передоз, и я хотел бы чтобы каждая неделя у меня содержала столько хорошего кина. Кино прошлой недели Это должен был быть огромный постище, который никто бы не смог дочитать до конца, уснув где-то в лавинах букв во время чтения.  А ещё мне лень. Поэтому я просто выкладываю наглядный список годноты огромным шрифтом. Чем больше шрифт, чем более продукт меня впечатлил. А ниже списка тысяча картинок из этих самых продуктов и видеообзоры к фильмам (без спойлеров конечно), премьеры которых я посмотрел на прошлой неделе. К некоторой годноте из списка ниже, у меня есть чувство, что я должен буду ещё обязательно вернуться в этом блоге, потому что иначе неприлично -_-. ...

"Лето"

Покопался в поиске метких твитов об очень хорошем, тихом и громком, крутом, чувственном, грустном и теплом, романтично черно-белом и окрашенным молодостью, свободолюбивом (#ЭтогоНеБыло) фильме Кирилла Серебренникова , название которого созвучно и переплетается с названием "Кино", и в той же степени что и "Кино" - заголовок рассказывающий о рок-группе, в той же степени "Лето" может считаться полноценной биографией о  Викторе Цое и отчасти о Майке Науменко, чьего персонажа в приятном исполнении Ромы Зверя , впрочем можно счесть и главным - фильм вообще с разной степенью восхищения легко воспринимать в довольно просторном диапазоне, для этого воздуха в нём достаточно, а биографические обязательства здесь скорее могли бы даже больше сковывать картину, но ей и с ними удалось душевно сдружиться. И поэтому можно говорить, что в итоге главное здесь конечно же само лето, нечто маленькое и широкое, моментальное и бесконечное - буквальное в том числе, но конечн...

Смена ролей

В связи с созданием канала на платформе Яндекс Дзен - там очень легкий, удобный и приятный дизайн - стоит заявить, что немного меняется предназначение этого блога, который я всё же по-прежнему считаю главной личной страничкой в сети. Тексты, посвященные, например, мнениям о просмотренных свежих новинках теперь будут появляться в Дзене, то же самое скорее всего будет с другими подобными текстами, посвященным определенным произведениям в стандартной форме. Что же тогда останется здесь? Хочется надеяться, что получится адаптировать блог как раз для более личных, свободных постов, не привязываемых так жестко к тому, что претендовало бы на сухое звание обзора, рецензии, структурированной подборки - это вовсе не означает, что теперь буду писать здесь не про фильмы, игры или музыку, а только какую-то фигню из личной жизни. Напротив, все эти медиумы составляют серьезную часть личного опыта, поэтому именно такая их роль может быть и будет реализована в дыхании обновленного блога.

"Кловерфилд, 10" и отношения со "спойлерами"

Можно и нужно идти (особенно если вы любите говорить что-то вроде: "Хм, что-то здесь не чисто") в кинотеатр на 10 Cloverfield Lane - фильм, которому можно дать очень краткий, но меткий синопсис с описанием завязки. _________________________________________________________________________________ Синопсис: Главная героиня попадает в аварию и просыпается в запертом бункере, хозяин которого либо сошёл с ума, либо спас девушку от неведомой, но очень смертельной всепоглотившей крупной катастрофы, случившейся на поверхности (варианты варьируются от корейской бомбы до инопланетного вторжения). _________________________________________________________________________________  Можно брать с собой попкорн: есть и время для его незаметного увлеченного жевания и время, когда попкорн будет застывать в сантиметре от открытого рта, может быть даже падать, чтобы потом для уборщицы была дополнительная работа. Это хороший триллер. Напряженный, способный заставить вздрогнуть. А что,...

"Битва за Севастополь"

В канун 70-летия победы в Великой Отечественной войне российский кинематограф как никогда разразился целым рядом больших новинок в жанре военного кино. Опасения, всегда непосредственно связанные с массовым дорогим российским кинопромом, как в случае с например повальным завалом часто очень сомнительными комедиями, сложно просто так отогнать - поэтому с этим особым ажиотажем связывать серьезные надежды на большие и тотальные успехи российского кино просто как-то непривычно. В период с начала 2015 года по июнь успели выйти и ещё выйдут в прокат следующие фильмы: "Батальонъ" , "Битва за Севастополь" , "А зори здесь тихие..." , "Дорога на Берлин" , "Единичка" .  Удивительно отметить, что в трёх из этих картин эксплуатируют в сюжете образ героя-женщины - что явно не является стандартом сюжетов военного кино. Но что ещё удивительнее - факт, что уже две таких картины ( "Батальонъ" и   "Битва за Севастополь" ) получил...