К основному контенту

"Под электрическими облаками"

Магическим образом обнаружив у себя в городе кинотеатр, который показывает магическое кино "Под электрическими облаками", нельзя было думать и секунды и нужно было сразу отправляться на сеанс. По всем правилам проката это российско-украинско-польское творение должно было пройти мимо небольшого города, несмотря на престижную награду "Берлинского кинофестиваля", в городах, в которых проживают меньше миллиона человек ему сложно найти место. Но перед тем как описать насколько повезло зрителю, что произошло в российском прокате всё не так как обычно, хотелось бы без открытий посетовать на всем знакомую реальность, с которой кино это в небольшом городе столкнулось, а заодно всё же удивиться.

Вряд ли кто-то мог бы когда-нибудь подумать, что сын ушедшего в 2013 году Алексея Юрьевича Германа стал бы снимать так называемый "мейнстрим", коммерческое кино. Для 38-летнего сына прославленного режиссера, который теперь уж точно вышел из под тени отца, "Под электрическими облаками" далеко не первый фильм, но это однозначно самая крупная (5 лет создания) и теперь уже самая громкая его работа - "Серебряный Медведь за выдающиеся художественные достижения" тому свидетельство. Такое кино, возможно лучшее или одно из лучших за этот год из числа представляющих российский кинематограф, на вечерний сеанс в небольшом городе получает семь зрителей - это нормально. Удивляет же то, что когда казалось уж точно подготовленная аудитория и должна представлять из себя этих семерых, на деле оказывается так, что в конце в зале остается вовсе не семь человек, получивших удовольствие, а только трое, неужели остальные попали на фильм случайно?

Абсурдно говорить, но в таком случае необходимо, что "Под электрическими облаками" требуют особого, а на самом деле совершенно нормального и единственного возможного подхода. Это кино не допускает чувство неловкости со стороны зрителя, я вынужден про это писать, потому что то и дело слышал в кинозале море неуместных вопросов и перешёптываний. Кино это сразу стоит принять и впитывать, не смущаясь того, что оно не является чем-то обычным в мире кинозалов, в которых разброшен попкорн, если всё пойдёт гладко и зритель не будет нервничать, совсем несложно прочувствовать атмосферу фильма, поймать волну картины и Алексея Германа Мл., а в конце уже совсем очароваться, потому что в какой-то момент зона "Под электрическими облаками" становится невероятно живой и серьезно ощутимой. Зрители с чувством неловкости покидали зал с недоумением, это было очень обидно, потому что в конце концов это ведь не "Трудно быть богом", где фекалии так и лезут в кадр, это не  столь тяжелое кино, пусть и сложное и умное, это кино меланхоличного, романтичного, незакончившегося возраста, оно красиво как осмысленное художественное произведение, и цитирую Hollywood Repoter, "околдовывает визуальным рядом". Неужели оно виновато перед этими зрителями только в том, что даёт вместо стандартного, шаблонного, созданного по всем канонам массового кино, сюжета и привычных диалогов чуть более "инфантильное", более "замудренное" (цитата из зала) повествование в видении современного зрителя, ожидающего понятных, бесконечное количество раз повторенных, простых линий?

Первый же кадр фильма, сообщающий о том, что зрителя
впереди ждёт более двух часов загадочной русской души
постмодерной красоты.
Всё это бесконечное нытье было бы уместно в случае с почти любым артхаусным произведением, но "Под электрическими облаками" про нас и про Россию, и оно кажется таким близким и понятным, что странно видеть, как его отвергают. При этом кино это ведь не является чем-то инновационным, абсолютно новаторским, оно не претендует на звание "великого" или "революционного", из-за чего как раз оно и было бы сложным для понимания... Однако, справедливости ради, нужно сказать, что всё же "Под электрическими облаками" - фильм оригинальный, и смотрится он настолько свежо, что долгое время не можешь поставить рядом с ним для сравнения хоть какой-либо другой фильм, не российский, ни даже иностранный.

Многие из критиков спешат рассказать про нелинейный сюжет картины, то что на самом деле вместе с отсутствием привычного прямого и понятного по содержанию кинематографического рассказа истории и сбивает зрителей с толку, но это как раз видится самой сухой частью произведения - семь новелл с разными героями, со связанным местом действия и уймой сценарных деталей, общим сюжетом и пересекаемыми линиями персонажей - в таком виде картина не кажется сама по себе обаятельной. Другое дело, о чём и к чему всё это. Покрытая дивным туманом повесть обитает в пасмурной погоде, где небо "сегодня какое-то электрическое", и ведет застывший на стыке времен рассказ, который не может не коснуться любого осознанного жителя страны: о недостроенном доме, о прошлом, настоящем и даже будущем, о "лишних людях", о реальном и нереальном, и о том как всё это перемешалось, потому что некоторые из нас предрасположены к сложному восприятию жизни - от лица этого меньшинства и автора картина изобилует чувством переживания за судьбу и судьбы. Как это принято в сложившейся обстановке нашего времени и пространства, "Под электрическими облаками" - это кино грустное и невеселое, как это принято, оно скорее предлагает пессимистично, но не без света и позитива интеллигентно вместе с героями как будто классических наших романов созерцать, бесконечно задавать вопросы и искать надежду, но не предлагать несуществующие решения проблем, потому что так честнее, а ещё, что особенно - договариваться в тонко переданных, никогда прямых, загадочных сценах, потому что так витиеватым образом легче получить более сильный отклик от уцепившегося зрителя.

В фильме, в котором веянием различных культур
пропитана вялотекущая жизнь, нашлось
место и фанатам фэнтези.
Здесь же балтийские эльфы, которым "сложно доверять".
Бродский и Малевич, замершая стройплощадка, бесполезный робот и проецируемая в воздух реклама, заброшенный памятник Ленину и эльфы, разговоры с мёртвыми, наркоманы и планшеты, недовольство глобализацией, консерватизм и борьба с ним, мир капитализма, тревожное предчувствие большой войны, заблудший эмигрант и нашествие иностранцев. Пронзающая, тонкая меланхоличная борьба выкинутых из социальной идиллии личностей с разъедающими процессами застоя  - таким видится фильм Алексея Германа Мл, и он не был бы так хорош, если бы не щепетильная работа всех участников процесса создания картины - от художницы Елены Окопной и оператора Сергея Михальчука, превосходно реализовавших, пробирающую красотой, небанальностью и живописностью, художественную картинку окружения из фантазии автора, и до незамутненных и незамыленных актёров, дарующих крайне свежие и яркие лица и образы многочисленных главных героев. Этот чувственный, плавучий и горький фильм хочется назвать раз за разом берущим за душу, а ещё его очень хочется назвать сновидением, но чуть больше этого - бледновато-светлым, завораживающем изображением далеко не чужого сна, а призрачной картины за нашим окном.

Разные судьбы одного течения истории, разные времена одного пространства в одном  моменте - этот фильм лишён гармонии и пейзажи здесь повествуют совсем не о солнечных лугах, и в этом есть своя страдальческая красота, которую нельзя увидеть обычным взглядом. "Под электрическими облаками" у Ал.Германа Младшего отчётливо воспринимаешь точно одно - эмоциональную, практически поэтическую близость, в России автора эта близость заключается в чувстве мира и людей, которые не могут обрести спокойствие в стремлении к запутанным идеалам.

"Это вся наша жизнь, она разрушает мир, она вот здесь"


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

Вердикт: Глубокая духовно и чувственно, интеллектуальная драма, играющая тонко и рассказывающая необычным способом несколько историй одной истории этого времени, заглядывая чуть вперед, оборачиваясь назад. Разительным образом в лучшую сторону отличается оригинальной киноформой, тихой красотой и концентрацией на магической человеческой индивидуальности от других недавних пессимистичных однообразных киновзглядов на облик России. Сильный, близкий к монументальной внушительности, артхаус.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кинонеделя #4 - Наплыв годноты: Breaking Bad, How I Met Your Mother, Gravity, Metallica, Pieta, Upside Down и это ещё не всё...

На прошедшей неделе я познал у видел столько всего впечатляющего, принадлежащего миру кино, что этого оказалось даже слишком много. Поэтому чтобы написать нормальный пост обо всём этом мне бы понадобился наверное целый день и  в итоге я решил схалутрить и практически ничего не писать. Но это ни в коем случае не передоз, и я хотел бы чтобы каждая неделя у меня содержала столько хорошего кина. Кино прошлой недели Это должен был быть огромный постище, который никто бы не смог дочитать до конца, уснув где-то в лавинах букв во время чтения.  А ещё мне лень. Поэтому я просто выкладываю наглядный список годноты огромным шрифтом. Чем больше шрифт, чем более продукт меня впечатлил. А ниже списка тысяча картинок из этих самых продуктов и видеообзоры к фильмам (без спойлеров конечно), премьеры которых я посмотрел на прошлой неделе. К некоторой годноте из списка ниже, у меня есть чувство, что я должен буду ещё обязательно вернуться в этом блоге, потому что иначе неприлично -_-. ...

"Лето"

Покопался в поиске метких твитов об очень хорошем, тихом и громком, крутом, чувственном, грустном и теплом, романтично черно-белом и окрашенным молодостью, свободолюбивом (#ЭтогоНеБыло) фильме Кирилла Серебренникова , название которого созвучно и переплетается с названием "Кино", и в той же степени что и "Кино" - заголовок рассказывающий о рок-группе, в той же степени "Лето" может считаться полноценной биографией о  Викторе Цое и отчасти о Майке Науменко, чьего персонажа в приятном исполнении Ромы Зверя , впрочем можно счесть и главным - фильм вообще с разной степенью восхищения легко воспринимать в довольно просторном диапазоне, для этого воздуха в нём достаточно, а биографические обязательства здесь скорее могли бы даже больше сковывать картину, но ей и с ними удалось душевно сдружиться. И поэтому можно говорить, что в итоге главное здесь конечно же само лето, нечто маленькое и широкое, моментальное и бесконечное - буквальное в том числе, но конечн...

Смена ролей

В связи с созданием канала на платформе Яндекс Дзен - там очень легкий, удобный и приятный дизайн - стоит заявить, что немного меняется предназначение этого блога, который я всё же по-прежнему считаю главной личной страничкой в сети. Тексты, посвященные, например, мнениям о просмотренных свежих новинках теперь будут появляться в Дзене, то же самое скорее всего будет с другими подобными текстами, посвященным определенным произведениям в стандартной форме. Что же тогда останется здесь? Хочется надеяться, что получится адаптировать блог как раз для более личных, свободных постов, не привязываемых так жестко к тому, что претендовало бы на сухое звание обзора, рецензии, структурированной подборки - это вовсе не означает, что теперь буду писать здесь не про фильмы, игры или музыку, а только какую-то фигню из личной жизни. Напротив, все эти медиумы составляют серьезную часть личного опыта, поэтому именно такая их роль может быть и будет реализована в дыхании обновленного блога.

"Кловерфилд, 10" и отношения со "спойлерами"

Можно и нужно идти (особенно если вы любите говорить что-то вроде: "Хм, что-то здесь не чисто") в кинотеатр на 10 Cloverfield Lane - фильм, которому можно дать очень краткий, но меткий синопсис с описанием завязки. _________________________________________________________________________________ Синопсис: Главная героиня попадает в аварию и просыпается в запертом бункере, хозяин которого либо сошёл с ума, либо спас девушку от неведомой, но очень смертельной всепоглотившей крупной катастрофы, случившейся на поверхности (варианты варьируются от корейской бомбы до инопланетного вторжения). _________________________________________________________________________________  Можно брать с собой попкорн: есть и время для его незаметного увлеченного жевания и время, когда попкорн будет застывать в сантиметре от открытого рта, может быть даже падать, чтобы потом для уборщицы была дополнительная работа. Это хороший триллер. Напряженный, способный заставить вздрогнуть. А что,...

"Битва за Севастополь"

В канун 70-летия победы в Великой Отечественной войне российский кинематограф как никогда разразился целым рядом больших новинок в жанре военного кино. Опасения, всегда непосредственно связанные с массовым дорогим российским кинопромом, как в случае с например повальным завалом часто очень сомнительными комедиями, сложно просто так отогнать - поэтому с этим особым ажиотажем связывать серьезные надежды на большие и тотальные успехи российского кино просто как-то непривычно. В период с начала 2015 года по июнь успели выйти и ещё выйдут в прокат следующие фильмы: "Батальонъ" , "Битва за Севастополь" , "А зори здесь тихие..." , "Дорога на Берлин" , "Единичка" .  Удивительно отметить, что в трёх из этих картин эксплуатируют в сюжете образ героя-женщины - что явно не является стандартом сюжетов военного кино. Но что ещё удивительнее - факт, что уже две таких картины ( "Батальонъ" и   "Битва за Севастополь" ) получил...