Магическим образом обнаружив у себя в городе кинотеатр, который показывает магическое кино "Под электрическими облаками", нельзя было думать и секунды и нужно было сразу отправляться на сеанс. По всем правилам проката это российско-украинско-польское творение должно было пройти мимо небольшого города, несмотря на престижную награду "Берлинского кинофестиваля", в городах, в которых проживают меньше миллиона человек ему сложно найти место. Но перед тем как описать насколько повезло зрителю, что произошло в российском прокате всё не так как обычно, хотелось бы без открытий посетовать на всем знакомую реальность, с которой кино это в небольшом городе столкнулось, а заодно всё же удивиться.
Вряд ли кто-то мог бы когда-нибудь подумать, что сын ушедшего в 2013 году Алексея Юрьевича Германа стал бы снимать так называемый "мейнстрим", коммерческое кино. Для 38-летнего сына прославленного режиссера, который теперь уж точно вышел из под тени отца, "Под электрическими облаками" далеко не первый фильм, но это однозначно самая крупная (5 лет создания) и теперь уже самая громкая его работа - "Серебряный Медведь за выдающиеся художественные достижения" тому свидетельство. Такое кино, возможно лучшее или одно из лучших за этот год из числа представляющих российский кинематограф, на вечерний сеанс в небольшом городе получает семь зрителей - это нормально. Удивляет же то, что когда казалось уж точно подготовленная аудитория и должна представлять из себя этих семерых, на деле оказывается так, что в конце в зале остается вовсе не семь человек, получивших удовольствие, а только трое, неужели остальные попали на фильм случайно?
Абсурдно говорить, но в таком случае необходимо, что "Под электрическими облаками" требуют особого, а на самом деле совершенно нормального и единственного возможного подхода. Это кино не допускает чувство неловкости со стороны зрителя, я вынужден про это писать, потому что то и дело слышал в кинозале море неуместных вопросов и перешёптываний. Кино это сразу стоит принять и впитывать, не смущаясь того, что оно не является чем-то обычным в мире кинозалов, в которых разброшен попкорн, если всё пойдёт гладко и зритель не будет нервничать, совсем несложно прочувствовать атмосферу фильма, поймать волну картины и Алексея Германа Мл., а в конце уже совсем очароваться, потому что в какой-то момент зона "Под электрическими облаками" становится невероятно живой и серьезно ощутимой. Зрители с чувством неловкости покидали зал с недоумением, это было очень обидно, потому что в конце концов это ведь не "Трудно быть богом", где фекалии так и лезут в кадр, это не столь тяжелое кино, пусть и сложное и умное, это кино меланхоличного, романтичного, незакончившегося возраста, оно красиво как осмысленное художественное произведение, и цитирую Hollywood Repoter, "околдовывает визуальным рядом". Неужели оно виновато перед этими зрителями только в том, что даёт вместо стандартного, шаблонного, созданного по всем канонам массового кино, сюжета и привычных диалогов чуть более "инфантильное", более "замудренное" (цитата из зала) повествование в видении современного зрителя, ожидающего понятных, бесконечное количество раз повторенных, простых линий?
Всё это бесконечное нытье было бы уместно в случае с почти любым артхаусным произведением, но "Под электрическими облаками" про нас и про Россию, и оно кажется таким близким и понятным, что странно видеть, как его отвергают. При этом кино это ведь не является чем-то инновационным, абсолютно новаторским, оно не претендует на звание "великого" или "революционного", из-за чего как раз оно и было бы сложным для понимания... Однако, справедливости ради, нужно сказать, что всё же "Под электрическими облаками" - фильм оригинальный, и смотрится он настолько свежо, что долгое время не можешь поставить рядом с ним для сравнения хоть какой-либо другой фильм, не российский, ни даже иностранный.
Многие из критиков спешат рассказать про нелинейный сюжет картины, то что на самом деле вместе с отсутствием привычного прямого и понятного по содержанию кинематографического рассказа истории и сбивает зрителей с толку, но это как раз видится самой сухой частью произведения - семь новелл с разными героями, со связанным местом действия и уймой сценарных деталей, общим сюжетом и пересекаемыми линиями персонажей - в таком виде картина не кажется сама по себе обаятельной. Другое дело, о чём и к чему всё это. Покрытая дивным туманом повесть обитает в пасмурной погоде, где небо "сегодня какое-то электрическое", и ведет застывший на стыке времен рассказ, который не может не коснуться любого осознанного жителя страны: о недостроенном доме, о прошлом, настоящем и даже будущем, о "лишних людях", о реальном и нереальном, и о том как всё это перемешалось, потому что некоторые из нас предрасположены к сложному восприятию жизни - от лица этого меньшинства и автора картина изобилует чувством переживания за судьбу и судьбы. Как это принято в сложившейся обстановке нашего времени и пространства, "Под электрическими облаками" - это кино грустное и невеселое, как это принято, оно скорее предлагает пессимистично, но не без света и позитива интеллигентно вместе с героями как будто классических наших романов созерцать, бесконечно задавать вопросы и искать надежду, но не предлагать несуществующие решения проблем, потому что так честнее, а ещё, что особенно - договариваться в тонко переданных, никогда прямых, загадочных сценах, потому что так витиеватым образом легче получить более сильный отклик от уцепившегося зрителя.
Бродский и Малевич, замершая стройплощадка, бесполезный робот и проецируемая в воздух реклама, заброшенный памятник Ленину и эльфы, разговоры с мёртвыми, наркоманы и планшеты, недовольство глобализацией, консерватизм и борьба с ним, мир капитализма, тревожное предчувствие большой войны, заблудший эмигрант и нашествие иностранцев. Пронзающая, тонкая меланхоличная борьба выкинутых из социальной идиллии личностей с разъедающими процессами застоя - таким видится фильм Алексея Германа Мл, и он не был бы так хорош, если бы не щепетильная работа всех участников процесса создания картины - от художницы Елены Окопной и оператора Сергея Михальчука, превосходно реализовавших, пробирающую красотой, небанальностью и живописностью, художественную картинку окружения из фантазии автора, и до незамутненных и незамыленных актёров, дарующих крайне свежие и яркие лица и образы многочисленных главных героев. Этот чувственный, плавучий и горький фильм хочется назвать раз за разом берущим за душу, а ещё его очень хочется назвать сновидением, но чуть больше этого - бледновато-светлым, завораживающем изображением далеко не чужого сна, а призрачной картины за нашим окном.
Разные судьбы одного течения истории, разные времена одного пространства в одном моменте - этот фильм лишён гармонии и пейзажи здесь повествуют совсем не о солнечных лугах, и в этом есть своя страдальческая красота, которую нельзя увидеть обычным взглядом. "Под электрическими облаками" у Ал.Германа Младшего отчётливо воспринимаешь точно одно - эмоциональную, практически поэтическую близость, в России автора эта близость заключается в чувстве мира и людей, которые не могут обрести спокойствие в стремлении к запутанным идеалам.
"Это вся наша жизнь, она разрушает мир, она вот здесь"
Вряд ли кто-то мог бы когда-нибудь подумать, что сын ушедшего в 2013 году Алексея Юрьевича Германа стал бы снимать так называемый "мейнстрим", коммерческое кино. Для 38-летнего сына прославленного режиссера, который теперь уж точно вышел из под тени отца, "Под электрическими облаками" далеко не первый фильм, но это однозначно самая крупная (5 лет создания) и теперь уже самая громкая его работа - "Серебряный Медведь за выдающиеся художественные достижения" тому свидетельство. Такое кино, возможно лучшее или одно из лучших за этот год из числа представляющих российский кинематограф, на вечерний сеанс в небольшом городе получает семь зрителей - это нормально. Удивляет же то, что когда казалось уж точно подготовленная аудитория и должна представлять из себя этих семерых, на деле оказывается так, что в конце в зале остается вовсе не семь человек, получивших удовольствие, а только трое, неужели остальные попали на фильм случайно?
Абсурдно говорить, но в таком случае необходимо, что "Под электрическими облаками" требуют особого, а на самом деле совершенно нормального и единственного возможного подхода. Это кино не допускает чувство неловкости со стороны зрителя, я вынужден про это писать, потому что то и дело слышал в кинозале море неуместных вопросов и перешёптываний. Кино это сразу стоит принять и впитывать, не смущаясь того, что оно не является чем-то обычным в мире кинозалов, в которых разброшен попкорн, если всё пойдёт гладко и зритель не будет нервничать, совсем несложно прочувствовать атмосферу фильма, поймать волну картины и Алексея Германа Мл., а в конце уже совсем очароваться, потому что в какой-то момент зона "Под электрическими облаками" становится невероятно живой и серьезно ощутимой. Зрители с чувством неловкости покидали зал с недоумением, это было очень обидно, потому что в конце концов это ведь не "Трудно быть богом", где фекалии так и лезут в кадр, это не столь тяжелое кино, пусть и сложное и умное, это кино меланхоличного, романтичного, незакончившегося возраста, оно красиво как осмысленное художественное произведение, и цитирую Hollywood Repoter, "околдовывает визуальным рядом". Неужели оно виновато перед этими зрителями только в том, что даёт вместо стандартного, шаблонного, созданного по всем канонам массового кино, сюжета и привычных диалогов чуть более "инфантильное", более "замудренное" (цитата из зала) повествование в видении современного зрителя, ожидающего понятных, бесконечное количество раз повторенных, простых линий?
Первый же кадр фильма, сообщающий о том, что зрителя впереди ждёт более двух часов загадочной постмодерной красоты. |
Многие из критиков спешат рассказать про нелинейный сюжет картины, то что на самом деле вместе с отсутствием привычного прямого и понятного по содержанию кинематографического рассказа истории и сбивает зрителей с толку, но это как раз видится самой сухой частью произведения - семь новелл с разными героями, со связанным местом действия и уймой сценарных деталей, общим сюжетом и пересекаемыми линиями персонажей - в таком виде картина не кажется сама по себе обаятельной. Другое дело, о чём и к чему всё это. Покрытая дивным туманом повесть обитает в пасмурной погоде, где небо "сегодня какое-то электрическое", и ведет застывший на стыке времен рассказ, который не может не коснуться любого осознанного жителя страны: о недостроенном доме, о прошлом, настоящем и даже будущем, о "лишних людях", о реальном и нереальном, и о том как всё это перемешалось, потому что некоторые из нас предрасположены к сложному восприятию жизни - от лица этого меньшинства и автора картина изобилует чувством переживания за судьбу и судьбы. Как это принято в сложившейся обстановке нашего времени и пространства, "Под электрическими облаками" - это кино грустное и невеселое, как это принято, оно скорее предлагает пессимистично, но не без света и позитива интеллигентно вместе с героями как будто классических наших романов созерцать, бесконечно задавать вопросы и искать надежду, но не предлагать несуществующие решения проблем, потому что так честнее, а ещё, что особенно - договариваться в тонко переданных, никогда прямых, загадочных сценах, потому что так витиеватым образом легче получить более сильный отклик от уцепившегося зрителя.
В фильме, в котором веянием различных культур пропитана вялотекущая жизнь, нашлось место и фанатам фэнтези. Здесь же балтийские эльфы, которым "сложно доверять". |
Разные судьбы одного течения истории, разные времена одного пространства в одном моменте - этот фильм лишён гармонии и пейзажи здесь повествуют совсем не о солнечных лугах, и в этом есть своя страдальческая красота, которую нельзя увидеть обычным взглядом. "Под электрическими облаками" у Ал.Германа Младшего отчётливо воспринимаешь точно одно - эмоциональную, практически поэтическую близость, в России автора эта близость заключается в чувстве мира и людей, которые не могут обрести спокойствие в стремлении к запутанным идеалам.
"Это вся наша жизнь, она разрушает мир, она вот здесь"
Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...
Вердикт: Глубокая духовно и чувственно, интеллектуальная драма, играющая тонко и рассказывающая необычным способом несколько историй одной истории этого времени, заглядывая чуть вперед, оборачиваясь назад. Разительным образом в лучшую сторону отличается оригинальной киноформой, тихой красотой и концентрацией на магической человеческой индивидуальности от других недавних пессимистичных однообразных киновзглядов на облик России. Сильный, близкий к монументальной внушительности, артхаус.
Комментарии
Отправить комментарий