К основному контенту

"Ярость"



"Исчезнувшая" Дэвида Финчера, прокат которой стартовал у нас 2 октября, оказалась картиной выдающейся, претендующий на звание "Фильм года". После её просмотра меня вскоре посетила мысль: "Ну что же, теперь ждём "Интерстеллар"". Таким образом, любые другие фильмы, которые должны были выйти в промежутке между этими двумя "гигантами", стали для меня картинами "стоящими на пути"... К чему я это всё? А к тому, что после просмотра фильма Fury ("Ярость"), прокат которого начался 30 октября, я как-то внезапно и забыл, что до "Интерстеллар" осталась всего неделя, что я нахожусь в этом промежутке между двумя возможно главными и лучшими картинами года.

И случилось это вовсе не потому что "Ярость" каким-то образом похожа на фильм Финчера или фильм Нолана, потому что это конечно не так. И даже не потому что "Ярость" ворвалась в борьбу за звание "Фильм года", потому что и это не так. Однако впечатления, полученные от нового фильма Дэвида Эйра, оказались настолько сильны, что мысли о каких-либо других картинах, уже вышедших или ещё не вышедших в этом году, сразу померкли. "Ярость" не просто крепкий военный боевик на один вечер. Это не кино, которое вскоре совсем забывается. И это не великий фильм, но фильм, который, когда захочется вспомнить чем запомнился этот киногод, обязательно упомянешь, и в личный TOP-2014, по крайней мере у меня, пусть и не на самые высокие позиции, он попадет.

Дальше я предлагаю довольно бессвязный текст, в котором стороны фильмы разложены по пунктам, так как с массивными своими впечатлениями о картине я справится не смог, и красивую рецензию написать был не в силах.

_________________________________________________________________________________

Синопсис: Вторая мировая война. Нацисткая Германия терпит поражение. Войска союзников уже на её территории. Экипаж танка Fury прошел через всю войну, чудом оставаясь живым под предводительством командира Дона Коллиера (Брэд Питт). Но после одного сражения, один из членов их несгибамого экипажа всё же погибает. Вместо "одного из лучших стрелков в армии" Дону и его трём боевым товарищам подсовывают совсем ещё зеленого новичка (Логан Лерман).
_________________________________________________________________________________

Сравнение с фильмом "Спасти рядового Райана" неизбежно. Хотя бы потому что обе эти американские картины рассказывают про военные действия в Европе во время Второй мировой войны. Но больше, из-за того, что "Ярость" очень похожа на лучший фильм на соответствующий, как раз со времен "Спасти рядового Райана". На этом сравнение хотелось бы начать сворачивать.

Потому что одно кино является фильмом самого Стивена Спилберга, а другое фильмом Дэвида Эйра. Потому что одно является фильмом 1998 года, а другое фильмом 2014 года. Да, между ними можно проводить параллели, но дело это довольно необязательное. "Ярость" не пытается достичь успеха монументальной картины Спилберга, не пытается пройти по проторенной дорожке, и даже сюжеты далеко не так близки. Да, тут тоже есть место пафосу и героизму, но сделано это всё на другом уровне: пафос не такой звонкий как в Saving Private Ryan, и от него не так пахнет возвышением американской нации, в Fury другая масштабность - явно куда более скромных размеров. В конце концов, Fury - это кино, выполненное в совершенно современном духе. Посмотрите две эти картины за один день, и вы как никогда ощутите разницу 16 лет в истории кино на примере двух отличных военных боевиков с драматическим уклоном, с одинаковым бюджетом (около 70 млн. $), но в то же время очень разных.

Сравнение с фильмом "Сталинград" имеет место быть, если только у вас входит в привычку сравнивать "наше кино" и "их кино". Фильмы идут по разным дорогам, и если немного утрировать в обоих направлениях, то это как сравнивать типичный голливудский боевик с оперой. "Сталинград" хорош в своём, несмотря на чрезмерное заигрывание с спецэффектами, это фильм с русской душой. И конечно, узнав вдобавок что в Fury никто даже и не вспоминает Красную армию, многие явно предпочтут американскому продукту российский. Однако у меня один печальный, банальный вопрос после просмотра Fury всё же возник. Он возникает вообще часто, и ответ на него давно известен, но обиде не прикажешь, поэтому риторически продолжаешь вздыхать: "Почему же наши то так не снимают?".

"Ярость" - честный, живой, настоящий (пусть и американский) фильм о войне. Построенный не только на эмоциональности, чем могут похвастаться лучшие российские картины про войну, а также на хоть какой-то ощутимой атмосфере правдоподобности. "Сталинград" же - дорогой (по нашим меркам), но насквозь постановочный театр.

"Идеалы мирные. История жестокая."

Ради чего фильм стоит смотреть именно в кинозале или хотя бы с домашним кинотеатром? Казалось бы ради картинки - эффектные танковые сражения, ведь так? Так, только эффектные они в первую очередь благодаря звуку. Театр военных действий, на который попадает зритель - это мощь звуков: военных орудий, криков, стрельбы и всего вокруг. От качества звуковой аппаратуры и её способностей к передачи мощи и глубины зависит многое. Вот провал будет, если кто-то решит посмотреть "Ярость" с чем-то, что будет хрипеть, коверкать, просто не давать звук, который в идеале должен быть представлен. Уверен, что в таком случае довольно значимая часть удовольствия от не только конкретно сцен танковых баталий, но и от всей атмосферы фильма, будет уничтожена.


Саундтрек можно причислить к звуку, но здесь он всё же отдельная песня. В композициях Стивена Прайса можно уловить мотивы напоминающие о его прошлогодней работе (оскароносный OST к Gravity), но в целом музыка Fury ни в коем случае не является самоповтором. Удивительно как уверенно ворвался этот композитор на высочайшую киносцену. После первых его работ в полнометражном кино с саундтреками к фильмам "Чужие на районе" и "Армагеддец", он дальше пишет саундтрек к одному из самых ярких фильмов 2013 года, за что получает личный "Оскар", а теперь, в 2014-м, с ещё одним фильмом высокого полёта, вправе вновь рассчитывать на номинацию от американских киноакадемиков.

Саундтрек получился хорошим, в фильме полностью его расслушать толком не получится, так что потом, после фильма захочется познакомится с работой именно Стивена Прайса повторно, уже отдельно. В самой же картине, во время батальных сцен, в совершенстве помогая создавать живые сцены суровых сражений, экшеновая музыка создает мощный фон, а на передний план саундтрек выходит только в мирных сценах, где для максимальной поддержки атмосферы уже не работают внушающие звуки "машин войны", и музыка сильнее своими силами старается давить на драматизм, при этом так почти и не изменяя своей мрачной твердости.

Стивен Прайс в своей работе здесь сочетает мрачные драматические, героические нотки, мотивы в духе военных маршей, и всё это с проникновенными вкраплениями хоровых элементов и женского вокала. Получается саундтрек мощный, в равной степени восхваляющий и суровость войны и её безжалостную эмоциональность - как раз то, что имеется в Fury. При этом он, как и всё остальное, подчеркивает тот факт, что фильм этот выполнен в абсолютно современном духе и стиль звучания здесь лишь отчасти напоминает о прошлом, действительно более ярко заставляя ассоциировать себя с музыкой той же Gravity чем, опять же, с патриотично-пафосными мелодиями Saving Private Ryan.


Роль религии в сюжете фильма чуть ли не первостепенна. Надо понимать, что война - это ужасное место, в котором Святое учение может стать твоей опорой, а вера в Бога - личным ангелом-хранителем. В Fury есть даже персонаж"Святоша" - один из главных героев и член экипажа танка "Fury". Его путь праведен, Библия - его завет и оправдание. Удивительно конечно, что столь благочестивого героя играет ни кто иной как Шайа ЛаБаф, но его немного отстраненная и хмурая манера как игры, так и жизни здесь идёт на пользу, и удивление в итоге выходит приятным - претензии к Шайе зритель предъявлять не должен (в отличие от съемочной команды, которая настрадалась от выходок неугомонного актера).

Атеисты же не должны думать, что этот фильм каким-то образом может раздражать религиозными темами. Религия здесь равняется философии. Осмысленно и интересно интерпретируется на полотно войны, помогает сделать её более осмысленной и логичной для человека, который участвует в ней. Это всё почти никак не связано с верой в божественное проявление.


Командир и новичок. Наставник и ученик. Отец и сын.
Затронув уже одного из пятерки главных героев (собственно экипаж танка), нужно сказать и про других персонажей, а точнее обобщить. Ведь команда, экипаж "Fury" - это одно целое. Большую часть фильма мы видим пятерку товарищей вместе, в одном тесном танке. Все остальные герои до максимума второстепенны или эпизодичны. Важно было создать в таком случае живые и интересные отношениям между членами экипажа, а чтобы сделать это, нужно было в свою очередь как раз наоборот прописать отдельно каждого из персонажей, показать их характер не только как членов экипажа, но и самодостаточных людей.  Мне совсем не понравилось то, что представляли из себя персонажи и отношения между ними в другом фильме Дэвида Эйра "Патруль", но признаю, что зажечь химию между героями, пусть в том случае и уродскую, он может. В Fury вместо уродства пафос, но более аккуратный. .

С самой первой сцены, после вступления, мы наблюдаем четверых опытных бойцов, старых знакомых в общей передряге, за ними долгий и тяжелый путь. Но зритель конечно пока этого не ощущает, и не ощущает их связи, потому что в том числе не ощущает и каждого из этих четверых героев. И здесь я как раз хочу сказать, что по ходу повествования всё это приходит. Постепенно, на нескольких ступенях сценарий знакомит с характерами каждого из этих бойцов, даёт узнать о них больше подробностей и деталей. Нельзя сказать что нам раскрывают какие-то глубокие характеры, но по крайней мере ты начинаешь видеть типажи людей, о которых уже можно что-то и рассказать, которые можно описать. За героев начинаешь переживать куда более активно, по отдельности, но больше всё же за всех вместе. Сближение не доходит до родства, но по крайней мере их товарищеской связью проникаешься. Всё это происходит в рамках одной большой страшной войны, за пределы которой фильм старается не утекать. Пятерка героев здесь - это отряд, ведущий бой на полях Германии, это живые люди, благодаря отображению их характеров, но в первую очередь это военные. Они боевые единицы, которых бойня изменила, сделала машинами для убийств, и этой теме - тому во что превращает война мужчину, что делает с его душой и можно ли на ней остаться человеком, и посвящена работа вокруг персонажей. Тема тоже не то чтобы очень убедительно раскрывается, но явно позволяет картине с положительной стороны возвышаться над любым "тупым" боевиком-блокбастером, плюющим на моральное состояние и поступки героев.

Хотелось бы к этому добавить, что в сюжете персонажей имеется на мой взгляд только одно слабое место, связанное с героем Брэда Питта, а точнее с его идеологией: "Я обещал парням, что если они будут слушать меня, то они вернутся домой."


"Это лучшая работа, которая у меня когда-либо была."

Ритм у картины отличный. После сеанса я был уверен, что фильм очень короткий, что полтора часа с ним пролетели очень быстро, и только через несколько дней выяснил, что продолжительность Fury так-то значительно больше 90 минут , а именно составляет 134 минуты (с титрами). В конце концов одна из причин почему получилось так, это то что фильм этот не пытается охватить всю войну в целом или даже какой-то конкретный её период, не проходится обширно по каким-либо сторонам конфликта, здесь нет Рузвельта, Сталина, Черчилля, Гитлера и других высокопоставленных личностей. Этот фильм не про причины кровавой резни, а про факт этой самой резни. Он не исторический, не монументальный. Это взгляд на войну пробегом.

Это, грубо говоря, приключенческое кино, но соответственно так говорить аморально, так как в основу сюжета положены события настоящей войны, унёсшей миллионы жизней, и что конечно же не для кого из её участников эта война не была просто приключением, что в фильме и отображено. Но по движению и ритму повествования это именно приключение - отрезок мучительной войны для небольшой группы её участников. История здесь не прерывается на какие-либо флэшбеки, ответвления, отступления. Мы постоянно находимся с членами экипажа танка "Fury", проживаем без каких-либо скачков несколько дней с этими бойцами на немецком фронте. Собственно, опять же грубо говоря, оказываемся с ними на войне.

Но ритм у картины отличный конечно же не просто из-за того, что мы движемся по прочерченному пути, а потому что путь этот напоминает горки. Экшен-эпизоды сменяются эпизодами-передышками. То есть здесь нет такого, что весь боевик начинается ближе к концу, а первая половина хронометража - это мирное введение в курс сюжета. Герои въезжают с боем в город, дальше следует длительный эпизод, где они отдыхают до следующего утра в освобожденном городе, далее их ждёт вновь дорога, миссия и соответственно бой, а потом снова передышка и т.д. Такой подход позволяет не перенасытиться экшеном, чтобы каждый новый боевой эпизод смотрелся вновь на подъеме, и в то же время не даёт успеть заскучать вне батальных сцен. Путь главных героев, пройденный ими по сценарию, можно условно разделить на небольшое количество частей, и не одна из этих частей не затянута, из-за чего видимо и создается впечатление быстрого пролета времени.

"Это мой дом."
Единственная романтическая сцена. Унылая.
Хорошо что в фильме не нашлось места полноценной
любовной линии. Это было бы излишне.
Всё это ведет к выводу, что в итоге, это фильм больше не о войне, а о танке, а точнее о пяти людях внутри него, которые этой по всем параметрам внушительной машиной для уничтожения и управляют. Понятно почему игровая компания Wargaming.net решила принять участие в продвижении фильма. Танки здесь - короли войны. Конечно же нет такого, что пехота, артиллерия, авиация здесь не маячит - это было бы фальшиво, но основное внимание сконцентрировано на бронемашинах именно на гусеничном ходу, и даже когда казалось танк здесь выходит из игры - он всё равно остается. Потому что, как я и сказал, история эта полностью рассказывает о пяти людях, а все они это и есть "Ярость", танк "Fury". Потому можно сказать, что танк - главный герой фильма, но правильнее будет сказать, что танк - главное орудие.


"Ярость" яростная. А ещё жесткая, суровая, серая, грязная, невеселая. В ней есть юмор, но не для того чтобы зритель смеялся, а для того чтобы обстановка хоть чуток разряжалась. Ведь она способна шокировать особо впечатлительных зрителей. Фильм старается показать ужасы войны как можно более сильно и правдоподобно и в этом плане он достаточно убедителен для картины, ориентированной на массовую аудиторию и претендующей на звание блокбастера. И это касается не только экшена, но и тех самых "мирных" сцен, в которых натуралистичность кровавой сути войны сменяется на кошмары военного быта, на атмосферу, в которой жили в т.ч. не только военные, но и мирные жители в те страшные годы.  Во многом удается удачно втянуть зрителя в этот ад XX века, в котором четыре основных героя уже пребывают долгое время, благодаря удачной завязки в сценарии, в которой в команду опытных бойцов всовывают неопытного новичка Нормана, видевшего до этого войну только в штабе на должности писаря. Логан Лерман актер молодой и на роль военного никак не идущий - и это как раз попадание в точку, если хочется открыть через повествование двери давно идущей войны для среднего зрителя. Конечно со временем происходит довольно не оригинальный, но правдоподобный ход затвердения мальчика, ему приходится научится убивать, он самолично познает ужасы происходящего на фронте, он становится настоящим членом команды, и здесь можно наблюдать только один явный промах. Логан Лерман продолжает оставаться Логаном Лерманом, поэтому растущего персонажа он немного не догоняет, и наблюдать за тем как он с яростью расстреливает фашистов - это довольно сомнительное удовольствие. К счастью, монтаж в картине, особенно в немногочисленных, но впечатляющих боевых сценах крайне динамичный, конкретно на чьё-либо лицо тут особо долго смотреть не придётся.

В Fury не находится места мелодичности, романтике - это всё здесь выжигают, даже драматизм тут старается быть как можно более жестким. То что ведёт к миллионам смертей не может быть романтично. Дэвид Эйр хотел об этом сказать. Фильм снабжен "милыми" армейскими деталями: герой Джона Бернтала, напоминающий медведя, спрашивает с новичка сигареты, Норман отправляется на позицию наблюдения, не забывая спросить у командира сухпаек - потом нам обязательно покажут, как он будет его есть. Всё это детали, которые делают картину ещё чуть-чуть более живой, но это не романтика - это приятная для определенного зрителя дань живости.


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

Вердикт: Фильм неслучайно называется "Ярость". Ни отвага, ни честь, ни патриотизм, ярость - довольно низменное чувство, животное. В нём нет души, как нет её и в финале картины. Встречаешь титры практически без эмоций. Может в этом и есть мораль войны, показанной Дэвидом Эйром, как она опустошает человека, что такое героизм. В любом случае его кино немного всё же перенасыщено пафосом и американским супергероизмом на финальном отрезке, невнятно закрывающем некоторые сюжетные темы, сводя всё к ключевому побоищу. Так вести себя бы могло великое кино, которое полностью проникает до этого в сердце, мозг и душу зрителя. "Ярость" лишь приближается. Впрочем получается всё равно мощнейший военный драматический боевик. Очень хороший, мужской. Кто знает, когда в следующий раз такой появится? Лет через пять, десять, может никогда? Вторую мировую потихоньку забывают. "Ярость" о ней яростно напомнила, при этом без метки исторического фильма.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кинонеделя #4 - Наплыв годноты: Breaking Bad, How I Met Your Mother, Gravity, Metallica, Pieta, Upside Down и это ещё не всё...

На прошедшей неделе я познал у видел столько всего впечатляющего, принадлежащего миру кино, что этого оказалось даже слишком много. Поэтому чтобы написать нормальный пост обо всём этом мне бы понадобился наверное целый день и  в итоге я решил схалутрить и практически ничего не писать. Но это ни в коем случае не передоз, и я хотел бы чтобы каждая неделя у меня содержала столько хорошего кина. Кино прошлой недели Это должен был быть огромный постище, который никто бы не смог дочитать до конца, уснув где-то в лавинах букв во время чтения.  А ещё мне лень. Поэтому я просто выкладываю наглядный список годноты огромным шрифтом. Чем больше шрифт, чем более продукт меня впечатлил. А ниже списка тысяча картинок из этих самых продуктов и видеообзоры к фильмам (без спойлеров конечно), премьеры которых я посмотрел на прошлой неделе. К некоторой годноте из списка ниже, у меня есть чувство, что я должен буду ещё обязательно вернуться в этом блоге, потому что иначе неприлично -_-. Ещё как

"Лето"

Покопался в поиске метких твитов об очень хорошем, тихом и громком, крутом, чувственном, грустном и теплом, романтично черно-белом и окрашенным молодостью, свободолюбивом (#ЭтогоНеБыло) фильме Кирилла Серебренникова , название которого созвучно и переплетается с названием "Кино", и в той же степени что и "Кино" - заголовок рассказывающий о рок-группе, в той же степени "Лето" может считаться полноценной биографией о  Викторе Цое и отчасти о Майке Науменко, чьего персонажа в приятном исполнении Ромы Зверя , впрочем можно счесть и главным - фильм вообще с разной степенью восхищения легко воспринимать в довольно просторном диапазоне, для этого воздуха в нём достаточно, а биографические обязательства здесь скорее могли бы даже больше сковывать картину, но ей и с ними удалось душевно сдружиться. И поэтому можно говорить, что в итоге главное здесь конечно же само лето, нечто маленькое и широкое, моментальное и бесконечное - буквальное в том числе, но конечн

Смена ролей

В связи с созданием канала на платформе Яндекс Дзен - там очень легкий, удобный и приятный дизайн - стоит заявить, что немного меняется предназначение этого блога, который я всё же по-прежнему считаю главной личной страничкой в сети. Тексты, посвященные, например, мнениям о просмотренных свежих новинках теперь будут появляться в Дзене, то же самое скорее всего будет с другими подобными текстами, посвященным определенным произведениям в стандартной форме. Что же тогда останется здесь? Хочется надеяться, что получится адаптировать блог как раз для более личных, свободных постов, не привязываемых так жестко к тому, что претендовало бы на сухое звание обзора, рецензии, структурированной подборки - это вовсе не означает, что теперь буду писать здесь не про фильмы, игры или музыку, а только какую-то фигню из личной жизни. Напротив, все эти медиумы составляют серьезную часть личного опыта, поэтому именно такая их роль может быть и будет реализована в дыхании обновленного блога.

"Головоломка"

PIXAR снова сделали это. При помощи своего удивительного воображения они оживляли бездушные игрушки, машины, делали из насекомых, рыб, крыс, роботов персонажей с человеческими сердцами, трогающих и детей и взрослых, и вот, наконец, они добрались до самой интимной области, которая и является самой родной для PIXAR - сознания человека. И здесь, на этой бескрайней почве они посадили растение, из которого выросло поразительное новое творение. Про него в первую очередь хочется сказать следующее: настолько много фантазия PIXAR ещё не восхищала! Авторам хотелось аплодировать, и весь зал, полный детей и взрослых, аплодировал. Как это часто бывает: удивляющая воображением идея получает достойную реализацию - ты с жадным интересом наслаждаешься этой реализацией. А через тридцать минут всё затухает. Идея реализована, раскрыта и... закончилась, осталась лишь на её основе линия истории, возможно даже интересная и оригинальная, но уже точно не поражающая воображением авторов, чувством открыти

Кинонеделя #7 - Слабенькая неделя

Период небольшой передышки, и ещё время, когда осень уже окончательно перешла к состоянию "уже ближе к зиме, чем к лету". Не только по календарю, но и по погоде и по ощущениям, и даже атмосфере. 5 видеороликов прошлой недели Это не видео, появившееся на прошлой неделе, это всего лишь ролики, так или иначе связанные с кино, которые я посмотрел на прошлой неделе (может быть даже не в первый раз), и которые хотелось бы отметить. Испанский ужастик "Репортаж 3" (или "Репортаж со свадьбы" ) стал известным фейлом для почти всех любителей франшизы. Вместо охрененного, близкого по атмосфере к первым частям приквела, мы получили какую-то трэшовую зарисовку с зомбаками на свадьбе, мало как связанную с каноничными первыми частями Ещё тогда, когда фейл третей части ничего не предвещало, а официальных трейлеров или каких-либо других видео не было и в помине, на Кинопоиске я наткнулся на тизер к фильму "Репортаж 3". В последствии выяснилось,