К основному контенту

"Белые ночи Алексея Тряпицына". Обзор и Twitter-реакции.

У фильма нет своего оф. постера, поэтому просто вот скриншот.

19 октября на Первом канале состоялась так называемая "народная" (первый показ не на фестивале, а для "обычных" людей, в т.ч. и для реальных героев картины) премьера фильма Андрея Кончаловского "Белые ночи Алексея Тряпицына", спокойно миновавшего широкий или хотя бы ограниченный прокат в российских кинотеатрах (потому что зачем?).

Фильм, за который режиссер получил награду "Серебряный лев" на Венецианском кинофестивале в этом году, был неплохо раскручен на главном российском телеканале. Андрея Кончаловского приглашали на шоу "Вечерний Ургант", а рекламу премьеры самого фильма как минимум раз мог увидеть любой человек, который хотя бы изредка включал телевизор и Первый канал в течение последней недели. Соответственно крайне самобытный и далеко не "попсовый" фильм должен был охватить как можно большую аудиторию, поэтому мне особо было интересно взглянуть какие отзывы о картине появятся в Твиттере.

Положительно.



Фильм Кончаловского явно не для того чтобы повеселиться или порадоваться за Россию, но при этом не являясь никоим образом и "чернухой", кино это находится на уровне "у каждого оно пробудет свои мысли о стране", положительные, отрицательные, и за это картину действительно можно хвалить. Она, чтобы проникнуться.


Деревня, которая находится в Архангельской области и показана в картине, место не то чтобы совсем затерянное. В конце концов я ожидал почему-то увидеть поселение, находящееся в абсолютной глуши, удаленное от городской цивилизации настолько, что и связи с ней не почувствуется. Но всё оказалось не так, может и можно было найти совсем дикое место где-нибудь в Сибири, но деревня, показанная в фильме - от цивилизации кардинально всё же не отрезана. И роль Почтальона, представляющего единственно возможную связь с внешним миром, описанная в синопсисе, выглядит теперь чересчур пафосно. Он действительно практически в одиночку обеспечивает эту связь, но только потому что никто другой этого не делает, хоть и мог бы.

Не делает государство, которое придерживается позиции: "Ну вроде живут, ну и пускай живут, всё нормально". И не делают сами жители деревни, большая часть из которых представляет старшее поколение, которому уже собственно ничего и не нужно, кроме того что есть. Привыкшие, оседшие, они находятся в своей зоне комфорта, у них всё, можно сказать, на соплях, но всё же держится и работает. Русскому человеку для жизни много не надо.

"- Да кому эта почта нужна. Ты сам сказал, что письма никто не пишет уже. Сейчас всё через интернет.
- Ну так хлеб то смс-кой не пошлёшь."

Даже та же подруга главного героя (сыгранная единственной профессиональной актрисой в фильме). Она с радостью уезжает на автобусе из деревни, ей предложили работу в городе. Раз уж предложили, так разве стоит отказываться? При этом, она ни в коем случае не испытывает ненависти к деревне, никогда серьезно не жаловалось на неё, ей было здесь тоже хорошо, но раз уж предложили... И в этом плане ощущение "ужаса", в котором живут герои картины, возникать может только у городских людей, которые сами позиционируют себя на месте этих отщепенцов. В такой противоестественной среде человек, проживающий в хоть мало-мальски активном городе, долго чувствовать себя комфортно не сможет, особенно когда культурное развлечение заканчивается на том, что ты максимум сможешь ежедневно смотреть "Модный приговор" на Первом, да газетки читать, если конечно Почтальон принесет. Скоро начнется ломка, которая конечно рано или поздно закончится, но познав жизнь другую, вряд ли о ней когда-нибудь уже забудешь, и от того на душе тяжко будет.

Но вот ринуться в такую вот деревеньку на денек-другой, может быть недельку, может в крайнем случае месяц - было бы совсем неплохо. И от шума цивилизации чуток отстраниться и свежим воздухом подышать, и красотами полюбоваться. И в этом плане "Белые ночи Алексея Тряпицына" конечно могут мотивировать городского жителя.

Желания такого фильм добивается в первую очередь своей умиротворенностью, а во вторую - своими пейзажами. Необъятная, а потому загадочная красота русской природы здесь так пленительно переплетается с человеческой жизнью. А снята она без приукрашиваний и каких-либо особых операторских (статичная камера преобладает в фильме, это вам не Любецки у Малика), режиссерских выкрутасов - потому что они и не нужны, всё и так красиво, а таким образом ещё ближе и правдивее к зрителю.


 Конечно картина во многом довольно "артхаусна" для того, чтобы её показывать в качестве "Большой премьеры" на главном канале страны абсолютно для всех. Упор и на созерцательность и долю экзистенциализма в фильме не особо давящий, особо длинных и немых планов в картине почти нет, но то что это "не привычный фильм после программы "Время"" - всё же факт. Однако, для некоторых нестандартность фильма Кончаловского оказалась в плюс. Что же, может у кого-то он действительно пробудил желание расширить кинематографический кругозор - это было бы очень прекрасно.


Отрицательно. 


Возможно кто-то из зрителей готов был сказать, что фильм хороший только из-за того, что " ну он же премию престижную получил", при этом по личным впечатлением он так и остался чем-то совсем непонятным. Многие же скрывать это не стали и о "странности" фильма остро и прямо выразились.






Кто-то, кроме обвинения фильма в бессмысленности, добавлял ещё и крайне неуместные предложения и доводы.

Кое-какая претензия показалась мне особо смешной. Такое ощущение, что именно из-за такого взгляда на вещи, у нас в стране и запрещают в кино мат, а на картины с хотя бы одной сигаретой сразу вешают ярлыки и кидают бестолковые возрастные цензы.


Нейтрально. 


Некоторые совмещали похвалу картины с резкой критикой. Непонятно только зачем критиковать фильм нужно было за то, чему места в нём не находилось.

Иосиф Сталин остался в шоке от фильма. Возможно от того, насколько запущенными деревни его страны стали с развалом СССР. Впрочем это никак не претензия к отдельным жителям таковых. Во многим домишках в картине можно наблюдать впечатляющий порядок, чистоту и уют.

А другим, напротив, было недостаточно жесткости и мрачности в раскрытии темы состояния современной русской деревни ("День шахтера" - малоизвестный, полностью документальный фильм про какую-то уж совсем пропащую деревню).
Для кого-то фильм оказался крайне проникновенным в погружении в метафизическую оболочку жизни, российские контрасты и темы единения русской души с природой, что пробудило на нейтральные, но в первую очередь чувственные отзывы.



В целом, сложилось впечатление, что люди относительно тепло встретили такой необычный по восприятию фильм. С другой стороны, это не так уж и удивительно. И не только потому что "Там русский дух, там Русью пахнет", но и потому что фильм снят достаточно лайтово и дружелюбно (попробовали бы показать на Первом "Сатанинское танго", ведь тоже о деревне >:) ), не старается ставить сверхсложные задачи при создании символизма, не создает какие-то многослойные смысловые конструкции. Он не философствует, но в то же время прощупывает глубину, предлагая созерцать не только одухотворенное реалити-шоу "Деревня", но и образы, показанные достаточно красиво, пусть и без восторгов.

Собственно, как и многие из героев картины. То, что они живут в глуши и не имеют возможности культурно обогащаться классическими методами, это не значит что их головы пусты. И даже наоборот, находясь в месте, где мало что засоряет твоё сознание, у них есть возможность думать куда выше. Здесь, в месте, где жизнь соприкасается с куда более властной природой, они действительно близки с метафизическим сиянием мироустройства. Они может и не понимают его, но ощущают, живут с ним (серый кот вовсе не содержит в себе сложный смысл, но как раз олицетворяет знак этой магии, с которой герой соприкасается). Мистическая и волшебная музыка Эдуарда Артемьева (которой мне лично не хватило) помогает зрителю аккуратно почувствовать всё это. Это другая сторона жизни, она вовсе не оптимистичная, бесконечно далекая, при горьком ироничном соседстве, от взлетающих в воздух ракет, но в ней есть своё тонкое пленительное счастье.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кинонеделя #4 - Наплыв годноты: Breaking Bad, How I Met Your Mother, Gravity, Metallica, Pieta, Upside Down и это ещё не всё...

На прошедшей неделе я познал у видел столько всего впечатляющего, принадлежащего миру кино, что этого оказалось даже слишком много. Поэтому чтобы написать нормальный пост обо всём этом мне бы понадобился наверное целый день и  в итоге я решил схалутрить и практически ничего не писать. Но это ни в коем случае не передоз, и я хотел бы чтобы каждая неделя у меня содержала столько хорошего кина. Кино прошлой недели Это должен был быть огромный постище, который никто бы не смог дочитать до конца, уснув где-то в лавинах букв во время чтения.  А ещё мне лень. Поэтому я просто выкладываю наглядный список годноты огромным шрифтом. Чем больше шрифт, чем более продукт меня впечатлил. А ниже списка тысяча картинок из этих самых продуктов и видеообзоры к фильмам (без спойлеров конечно), премьеры которых я посмотрел на прошлой неделе. К некоторой годноте из списка ниже, у меня есть чувство, что я должен буду ещё обязательно вернуться в этом блоге, потому что иначе неприлично -_-. Ещё как

"Лето"

Покопался в поиске метких твитов об очень хорошем, тихом и громком, крутом, чувственном, грустном и теплом, романтично черно-белом и окрашенным молодостью, свободолюбивом (#ЭтогоНеБыло) фильме Кирилла Серебренникова , название которого созвучно и переплетается с названием "Кино", и в той же степени что и "Кино" - заголовок рассказывающий о рок-группе, в той же степени "Лето" может считаться полноценной биографией о  Викторе Цое и отчасти о Майке Науменко, чьего персонажа в приятном исполнении Ромы Зверя , впрочем можно счесть и главным - фильм вообще с разной степенью восхищения легко воспринимать в довольно просторном диапазоне, для этого воздуха в нём достаточно, а биографические обязательства здесь скорее могли бы даже больше сковывать картину, но ей и с ними удалось душевно сдружиться. И поэтому можно говорить, что в итоге главное здесь конечно же само лето, нечто маленькое и широкое, моментальное и бесконечное - буквальное в том числе, но конечн

Смена ролей

В связи с созданием канала на платформе Яндекс Дзен - там очень легкий, удобный и приятный дизайн - стоит заявить, что немного меняется предназначение этого блога, который я всё же по-прежнему считаю главной личной страничкой в сети. Тексты, посвященные, например, мнениям о просмотренных свежих новинках теперь будут появляться в Дзене, то же самое скорее всего будет с другими подобными текстами, посвященным определенным произведениям в стандартной форме. Что же тогда останется здесь? Хочется надеяться, что получится адаптировать блог как раз для более личных, свободных постов, не привязываемых так жестко к тому, что претендовало бы на сухое звание обзора, рецензии, структурированной подборки - это вовсе не означает, что теперь буду писать здесь не про фильмы, игры или музыку, а только какую-то фигню из личной жизни. Напротив, все эти медиумы составляют серьезную часть личного опыта, поэтому именно такая их роль может быть и будет реализована в дыхании обновленного блога.

Кинонеделя #7 - Слабенькая неделя

Период небольшой передышки, и ещё время, когда осень уже окончательно перешла к состоянию "уже ближе к зиме, чем к лету". Не только по календарю, но и по погоде и по ощущениям, и даже атмосфере. 5 видеороликов прошлой недели Это не видео, появившееся на прошлой неделе, это всего лишь ролики, так или иначе связанные с кино, которые я посмотрел на прошлой неделе (может быть даже не в первый раз), и которые хотелось бы отметить. Испанский ужастик "Репортаж 3" (или "Репортаж со свадьбы" ) стал известным фейлом для почти всех любителей франшизы. Вместо охрененного, близкого по атмосфере к первым частям приквела, мы получили какую-то трэшовую зарисовку с зомбаками на свадьбе, мало как связанную с каноничными первыми частями Ещё тогда, когда фейл третей части ничего не предвещало, а официальных трейлеров или каких-либо других видео не было и в помине, на Кинопоиске я наткнулся на тизер к фильму "Репортаж 3". В последствии выяснилось,

"Головоломка"

PIXAR снова сделали это. При помощи своего удивительного воображения они оживляли бездушные игрушки, машины, делали из насекомых, рыб, крыс, роботов персонажей с человеческими сердцами, трогающих и детей и взрослых, и вот, наконец, они добрались до самой интимной области, которая и является самой родной для PIXAR - сознания человека. И здесь, на этой бескрайней почве они посадили растение, из которого выросло поразительное новое творение. Про него в первую очередь хочется сказать следующее: настолько много фантазия PIXAR ещё не восхищала! Авторам хотелось аплодировать, и весь зал, полный детей и взрослых, аплодировал. Как это часто бывает: удивляющая воображением идея получает достойную реализацию - ты с жадным интересом наслаждаешься этой реализацией. А через тридцать минут всё затухает. Идея реализована, раскрыта и... закончилась, осталась лишь на её основе линия истории, возможно даже интересная и оригинальная, но уже точно не поражающая воображением авторов, чувством открыти