К основному контенту

"Под Сильвер-Лэйк": другие фильмы

Мы ничего не видели в Лос-Анджелесе, ничего. Мы видели в Лос-Анджелесе всё.  
Снимать кино в этом городе — всегда значит снимать кино о кино.

Синефильский провокационный аттракцион, берущий в крепкие объятия (непонятно каких чувств в них больше, но их точно достаточно) массовую американскую культуру с героем мета-эпохи, "конца истории" - настоящее, честное и вдобавок захватывающее кино наших дней с соответствующим протагонистом, тонущем в "городе грез" здесь и сейчас. Приключения в охоте за призрачными знаками вот-вот бомжа, хипстера, озабоченного, безработного, зрителя, гика, мечтателя, как хотите. Он уже не скромный вуайерист, он хочет большего, желает совокупления и проникновения на ту прекрасную сторону, оказывается под землей, рассказывает всем, что был в туннелях, но великая окружающая среда наполнена отходами, фальшивостью, цинизмом. Раз, два, и ты уже воняешь скунсом - запертый в сочетании со страстным, жестоким и всё же вкуснейшим изображением современной перенасыщенной и обесцененной культурной среды - мира коммерциализированного и сексуализированного бардака, карнавалов, последних салютов после лета и бесконечных оммажей, где намешано и переработано всё, что блистало или никогда на самом деле не происходило в Лос-Анджелесе за последние 100 лет.

Вот ты избиваешь Иисуса в белоснежном туалете. Один из твоих проводников - Король бомжей. Попадая в те же самые туннели, главный герой в итоге оказывается с другой стороны полок супермаркета. Тайные знаки соседствуют с нарисованными членами. А перед выселением из квартиры тебе дают ещё один день или тридцать минут фильма в качестве последнего шанса найти в этом безобразном вкусном коктейле недостижимый объект желаний.

Прямо между Сильвер-Лэйк и Голливудом. Здесь девушка из "звездного эскорта" смотрит сцену из полнометражного дебюта Дэвида Роберта Митчелла "Миф об американской вечеринке" со своим участием, стоя почти буквально на костях Хичкока. Естественно во время просмотра вспоминаешь несметное количество других фильмов, всё нормально - тот случай, когда здесь это более чем естественно. Самое явное:

The Amazing Spider-Man (2012)

Первым в голову приходит совсем уж неуместный фильм, но в Under the Silver Lake полно нелепых сочетаний. В данном случае дело конечно же в резюме Эндрю Гарфилда. Если представить, что его герой из фильма 2012 года так и не получил суперспособности, а в итоге переехал в Лос-Анджелес, где проникся местной атмосферой, бездельем и уже не участием в комиксах, а их чтением, то мы получим сиквел, который называется Under the Silver Lake.

Rear Window (1954)

Центральный постер, висящий над кроватью главного героя принадлежит этому творению Альфреда Хичкока. Отсюда же основное топливо для завязки - у главного героя обнаруживается бинокль и окно во двор, через которое он может следить за привлекательными жильцами. В дальнейшем два фильма расходятся хотя бы по двум причинам. Во-первых, в квартиру к главному герою наведывается не Грейс Келли, а Рики Линдхоум, играющая актрису, предстающую в дешевом сексуальном образе медсестры. А во-вторых, у персонажа здесь не сломана нога.

Vertigo (1958)

Ещё более культовый фильм Хичкока пробуждается в Under the Silver Lake. Несмотря на то, что сюжеты здесь не так уж и смежны, фильм скорее всего частично наследует именно оттуда многие темы, в первую очередь визуальные, хотя и существенно переработанные. Отдельно стоит упомянуть неожиданный саундтрек от Disasterpeace, который вовсе не скатывается в копирование и тем не менее отчетливо витает вокруг культовой музыки Бернарда Херрманна. А сам Хичкок, кстати, появляется и тут в камео - правда лишь на надгробии - жестко, но тоже очень точно и правдиво.

It Follows (2014)

Вот уж всплытия чего точно невозможно было избежать, здесь даже не имеет значение то, что Under the Silver Lake совсем уж сложно назвать содержательно, тематически, тонально, формально близким второму фильму Дэвида Роберта Митчелла. Потому что он всё равно оказывается близким - просто из-за того что это следующий и всего третий фильм автора. Вдобавок ключевая тема "Оно следует за тобой" вновь неожиданно проявляется и здесь, хотя и круто перевернутая. Ну а ещё бассейны... Даже хочется, чтобы Митчелл сделал теперь их своей фирменной фишкой,  чтобы они продолжали значительно (или хотя бы в виде камео) фигурировать в следующих его картинах. 


Inherent Vice (2014)


Кино, которое в итоге упоминают чаще всего, рассказывая про Under the Silver Lake. Хотя высокая степень схожести здесь вышла и непреднамеренной. И действительно, чем дольше зачем-то продолжаешь сопоставлять два фильма серьезно отличающихся режиссеров, тем больше видишь между ними существенных различий. Тут можно было бы вывести целую любопытную таблицу, но так глубоко лезть не надо, достаточно уже даже просто взглянуть на основные постеры к двум фильмами, чтобы узреть ключевые отличия. Если в Inherent Vice действие всё же крутится вокруг головы Ларри Спортелло, на ней и в его волосах, то на постере к Under the Silver Lake куда меньше деталей, главного героя вообще нет, а властвует и вовсе не иначе как синефильские воды - здесь уже потребитель Сэм старается вкрутить себя внутрь, одновременно он как бы и не существует. В конце концов, действие романа Томаса Пинчона происходит в 1970-м году и даже в основном в другой части Лос-Анджелеса, также произведение Пинчона, как и фильм Пола Томаса Андерсона, всё же откровенно глубже. Стоит ли говорить про разную культуру? Например, там увядающие хиппи, здесь уже хипстеры, там все курят травку, здесь съедают печеньку, чтобы попасть на вечеринку. А ещё как бы не совпадали фильмы за счет крайне схожих образов, сюжетных деталей и целых конструкций, комичностью, они далеки в том, что касается драматизма - в Under the Silver Lake он почти до самого конца практически растворен и скрывает надлом. 

Under the paving stones, the beach.

Under the silver lake... Under the Silver Lake.


 Mulholland Dr. (2001)

Страна грез в мрачной сюрреалистичной изнанке сближает Under the Silver Lake с шедевром Дэвида Линча. Основное отличие, как и в случае с Inherent Vice в том, что в двойной экспозиции пальмы там сочетаются с героиней Наоми Уоттс, а здесь с синевой. В Under the Silver Lake психологическая часть оказывается намного вторичнее, что всё-таки слегка расстраивает после It Follows, где визионерской мощности Линча не было и в помине, но психологический хоррор всё равно был реализован во вкусной, яркой форме.

The Long Goodbye (1973)

Замечательная черная сатира Роберта Олтмена создана на дыхании Нового Голливуда, которого к моменту рождения Under The Silver Lake уже по-настоящему не испытать. Поэтому искрометное "Долгое прощание" с похожей по нелепости детективной историей и дурацким окружением всё же берет изяществом разбитого повествования, вместо которого Under The Silver Lake предлагает скорее наоборот перенасыщенность и пестроту. В любом случае, у изобличительного неонуара Олтмена и постпостнуара Митчелла есть близость мотивов и характеров. Например, там в завязке от главного героя сбегает кошка, здесь же обратную роль играет собачка.

Pulp Fiction (1994)

Весьма неожиданное сравнение связано скорее именно со структурной близостью двух фильмов, пускай и в Under The Silver Lake всего один главный герой - намешано всё не менее обильно и разве что чуть менее аппетитно. Но если остановиться на схожести творений подольше, то станет заметно, что на самом деле Квентин Тарантино и Дэвид Роберт Митчелл со своими околокриминальными произведениями находились в весьма близкой к друг другу позиции относительно массовой культуры, хотя и препарируют они её в итоге с разным подходом, да и Тарантино банально делает это легче и наглее.










Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кинонеделя #4 - Наплыв годноты: Breaking Bad, How I Met Your Mother, Gravity, Metallica, Pieta, Upside Down и это ещё не всё...

На прошедшей неделе я познал у видел столько всего впечатляющего, принадлежащего миру кино, что этого оказалось даже слишком много. Поэтому чтобы написать нормальный пост обо всём этом мне бы понадобился наверное целый день и  в итоге я решил схалутрить и практически ничего не писать. Но это ни в коем случае не передоз, и я хотел бы чтобы каждая неделя у меня содержала столько хорошего кина. Кино прошлой недели Это должен был быть огромный постище, который никто бы не смог дочитать до конца, уснув где-то в лавинах букв во время чтения.  А ещё мне лень. Поэтому я просто выкладываю наглядный список годноты огромным шрифтом. Чем больше шрифт, чем более продукт меня впечатлил. А ниже списка тысяча картинок из этих самых продуктов и видеообзоры к фильмам (без спойлеров конечно), премьеры которых я посмотрел на прошлой неделе. К некоторой годноте из списка ниже, у меня есть чувство, что я должен буду ещё обязательно вернуться в этом блоге, потому что иначе неприлично -_-. ...

"Лето"

Покопался в поиске метких твитов об очень хорошем, тихом и громком, крутом, чувственном, грустном и теплом, романтично черно-белом и окрашенным молодостью, свободолюбивом (#ЭтогоНеБыло) фильме Кирилла Серебренникова , название которого созвучно и переплетается с названием "Кино", и в той же степени что и "Кино" - заголовок рассказывающий о рок-группе, в той же степени "Лето" может считаться полноценной биографией о  Викторе Цое и отчасти о Майке Науменко, чьего персонажа в приятном исполнении Ромы Зверя , впрочем можно счесть и главным - фильм вообще с разной степенью восхищения легко воспринимать в довольно просторном диапазоне, для этого воздуха в нём достаточно, а биографические обязательства здесь скорее могли бы даже больше сковывать картину, но ей и с ними удалось душевно сдружиться. И поэтому можно говорить, что в итоге главное здесь конечно же само лето, нечто маленькое и широкое, моментальное и бесконечное - буквальное в том числе, но конечн...

Смена ролей

В связи с созданием канала на платформе Яндекс Дзен - там очень легкий, удобный и приятный дизайн - стоит заявить, что немного меняется предназначение этого блога, который я всё же по-прежнему считаю главной личной страничкой в сети. Тексты, посвященные, например, мнениям о просмотренных свежих новинках теперь будут появляться в Дзене, то же самое скорее всего будет с другими подобными текстами, посвященным определенным произведениям в стандартной форме. Что же тогда останется здесь? Хочется надеяться, что получится адаптировать блог как раз для более личных, свободных постов, не привязываемых так жестко к тому, что претендовало бы на сухое звание обзора, рецензии, структурированной подборки - это вовсе не означает, что теперь буду писать здесь не про фильмы, игры или музыку, а только какую-то фигню из личной жизни. Напротив, все эти медиумы составляют серьезную часть личного опыта, поэтому именно такая их роль может быть и будет реализована в дыхании обновленного блога.

"Кловерфилд, 10" и отношения со "спойлерами"

Можно и нужно идти (особенно если вы любите говорить что-то вроде: "Хм, что-то здесь не чисто") в кинотеатр на 10 Cloverfield Lane - фильм, которому можно дать очень краткий, но меткий синопсис с описанием завязки. _________________________________________________________________________________ Синопсис: Главная героиня попадает в аварию и просыпается в запертом бункере, хозяин которого либо сошёл с ума, либо спас девушку от неведомой, но очень смертельной всепоглотившей крупной катастрофы, случившейся на поверхности (варианты варьируются от корейской бомбы до инопланетного вторжения). _________________________________________________________________________________  Можно брать с собой попкорн: есть и время для его незаметного увлеченного жевания и время, когда попкорн будет застывать в сантиметре от открытого рта, может быть даже падать, чтобы потом для уборщицы была дополнительная работа. Это хороший триллер. Напряженный, способный заставить вздрогнуть. А что,...

"Битва за Севастополь"

В канун 70-летия победы в Великой Отечественной войне российский кинематограф как никогда разразился целым рядом больших новинок в жанре военного кино. Опасения, всегда непосредственно связанные с массовым дорогим российским кинопромом, как в случае с например повальным завалом часто очень сомнительными комедиями, сложно просто так отогнать - поэтому с этим особым ажиотажем связывать серьезные надежды на большие и тотальные успехи российского кино просто как-то непривычно. В период с начала 2015 года по июнь успели выйти и ещё выйдут в прокат следующие фильмы: "Батальонъ" , "Битва за Севастополь" , "А зори здесь тихие..." , "Дорога на Берлин" , "Единичка" .  Удивительно отметить, что в трёх из этих картин эксплуатируют в сюжете образ героя-женщины - что явно не является стандартом сюжетов военного кино. Но что ещё удивительнее - факт, что уже две таких картины ( "Батальонъ" и   "Битва за Севастополь" ) получил...