К основному контенту

"Хоббит: Битва пяти воинств". Хмурое мнение.

Бильбо Бэггинс возвращается в Шир, Питер Джексон прощается с Средиземьем, фанаты идут смотреть "Властелин колец", полный зал зрителей доедает попкорн.

Младший брат-переросток

_________________________________________________________________________________

Синопсис:  Дракон Смауг свободен. Озерный город в опасности. А Бильбо с гномами находятся внутри Одинокой горы. Они добрались до своей цели, но выпустили на волю чудовище. Но опасность поджидает их не только со стороны Смауга...
_________________________________________________________________________________

Не могу не разобрать начало картины.

"Хоббит: Битва пяти воинств" - сверхбесполезный фильм для людей, которые не смотрели предыдущую часть (если бы такие зрители у фильма вообще были...). Изначально запланированная дилогия "Хоббита", превратившаяся в трилогию, разделена не менее жёстко, чем какая-нибудь финальная книга из саги "Гарри Поттер", "Сумерки" или "Голодные игры". Лучше бы мы имели один четырехчасовой фильм с выкинутыми из обеих частей лишними моментами - они есть. Тем более повествование третей части очень странно (или необычно - какое слово вам больше по душе?) скомпоновано.

Фильм без каких-либо вступлений начинается ровно с того момента, на котором закончился предыдущий. Спустя тридцать минут, зрители, не знакомые с книжкой, могут подумать, что их нагло обманули. А все остальные могут скривиться от того, что вторую и третью часть разделили именно так. Дракон Смауг - самый крутой персонаж второй части трилогии - как бы говорит нам: "Мы к вам заехали на час". Жадные сценаристы (продюсеры, режиссёр?), смекнув, что дракона все полюбят, решили, что неправильно было бы оставлять финальную часть "Хоббита" без такого смачного антагониста, и таким образом абсолютно наплевали на изящность повествования. Для человека, которому не особо интересна верность экранизации оригиналу, всё это выглядит так: 

Начиная с An Unexpected Journey, когда зрителю в самом конце первой части тизернули Смауга, образ дракона начал формироваться в величественном статусе. Дальше, уже в The Desolation of Smaug, он наконец во второй половине фильма во всей своей величественности и предстал, завоевав восторг большинства зрителей. В конце второй части зрители видят последний эпичный кадр со Смаугом: он свободен и будет нести смерть и разрушение - через год. Что происходит сейчас? Несущие с собой в кинозал годовой заряд ожиданий, зрители, отчасти с мыслью "Ну что, Смауг, сейчас отожгешь!", видят резко стартующий фильм и сразу же, без разбега начинают получать оправданные ожидания... А потом всё это очень быстро заканчивается.

"Сожгу город и хватит с меня!"
В голове формируется картина того, как гладенько и аккуратно бы выглядели оба фильма, если бы между ними не проводили идиотский мостик, а оставили бы дракона полностью во второй части. Смауга в финале трилогии очень мало и это разочаровывает - лучше бы его там действительно не было, чем был бы он в виде такого унылого обрывка. Ожидания, которые начинают оправдываться, вот именно, только и начинают. После скоротечного полного ухода Смауга из сюжета испытываешь разочарование и расстройство. Как же иначе? Самое крутое, что было в Хоббите, вокруг чего столько шума было наделано - дракон, чей образ сами же авторы фильма так возвысили - выкинут из фильма в виде огрызка. Под конец  The Battle of the Five Armies  про Смауга забываешь, но в последствии след всё же ощущается, а обида не забывается.

Вообще, как я и сказал, сюжет здесь скомпонован странно. Фильм чуть ли не движется по прямой линии от максимальной крутости к минимальный, идёт на убыль. Он четко поделен на несколько следующих друг за другом этапов: Смауг, подготовка к битве, масштабная битва, битва без масштабов. Это очень спорно, когда сначала нас интригующе подготавливают к битве, потом собственно дают знатную битву, где тысячи сражаются с тысячами, а потом предлагают куда больше времени смотреть на то, как один конкретный эльф/гном сражается с одним/несколькими орками. Ладно бы это всё как-то перемешано было, но ведь нет: к определенному моменту картины какая-либо масштабность (а за ней и эпичность) полностью исчезает, и наступает пора пучины длительных и исключительно камерных сражений.

Они могли бы стать по-настоящему захватывающими, драматичными и смотреть их было бы куда интереснее, чем масштабные батальные сцены с сотнями статистов, но проблема заключается в том, что за три длинных фильма я так и не почувствовал привязанности к персонажам. Переживать за кого-то конкретно, плакать над чьей-то смертью или болеть за героя в сражении - это всё то, что делать в "Битве пяти воинств" не приходилось. То есть моментов, в которых расчёт делается на сопереживание зрителя конечно много, но воспринимается это по большей части лишь как сюжетная необходимость.

"Хоббит" при всём старании Питера Джексона и его команды так и остался присказкой, которая только разрослась чуть ли не до размера старшего, более взрослого брата в виде "Властелина колец", но это был лишь рост тела, а не разума. По уму младший брат может тоже и пытался быть как старший, но на самом деле он напоминает подростка, который мечтал быстрее вырасти, но так и оставался при этом ещё не смышленым ребенком, тем более ещё и являясь сыном другого поколения, хоть его воспитание изначально ничем не отличалось от того, на котором был выращен его брат. Ведь родитель по сути один и тот же, но нужно понимать, что отец двух братьев - живой человек, а потому склонен меняться, подстраиваться под различные факторы и терять в чём-то хватку, а возможно где-то даже страдать от излишней любви, когда хочется вырастить второго сына таким же как первого, хотя он от него сильно отличается.

"Я КОМПЬЮТЕРНЫЙ!"
Питер Джексон наверняка очень любит Средиземье и он мастеровитый режиссер, и у него не менее великолепная, преданная съёмочная команда, но родить на свет два многочасовых равноценных эпоса по одному рецепту очень сложно, особенно когда вторая попытка является второй. Это нужно быть очень великим человеком и иметь очень много удачи. Питер Джексон попытался, но получилось совсем не так, как в первый раз. Не та магия, не тот вкус, не та убедительность, не тот сценарий, не те годы... В сравнении с "Властелином колец", при почти равной продолжительности, "Хоббит" проигрывает везде, кроме разве качества компьютерной графики, которая очевидно никак не могла стать здесь хуже. За неё фильму ещё предстоит взять "Оскар", скорее всего единственный (вспомним, сколько статуэток получил финал другой трилогии) - заслуженный, благо больше всего эффектности от картины получаешь за счёт как раз яркой и передовой картинки. Да, опять же: 3D, 48 кадров - но, чёрт, за это всё кино не полюбишь. А ведь во времена Lord of the Rings, когда, например, орки ещё были сплошь работой гримёров и при этом выглядели явно не хуже своих компьютерных собратьев, та же передовая визуальная часть была лишь одним из второстепенных достоинств.

"Дайте нам полноценные роли."
В одну реку дважды не войдешь. И на примере большой, масштабной, знатной, мощной битвы в фильме, который даже в честь неё от бессилия фантазии и называется - это прекрасно видишь. Битва пяти воинств (название так себе) непревзойденно подробна, хороша в своей отчетливой схематичности и даже пробуждает воспоминания об одних из самых величайших битв в кинематографе: Битве у Хельмовой Пади и Битве на Пелленорских Полях. Но чем больше воспоминаний пробуждается, то чем явственнее ощущаешь, что и здесь уже всё равно совсем не то. Эпичные, драматичные, чувственные, яростные, переживательные, жестокие, взрослые баталии "Властелина колец" соответствовали статусу самих фильмов, да и что уж там, несмотря на скудность в описаниях сражений, уровню оригинала самого Дж. Р. Р. Толкиена. "Хоббит" - маленькая книжка с небольшим упоминанием битвы, и так или иначе, сам разросшийся фильм оставляет сюжет, в котором тринадцать гномов и волшебник забирают с собой в путешествие неопытного хоббита. "Хоббит" - комичное произведение для детей, в экранизации которого почему-то главная шутка - это переодевание одного совершенного сюжетно бестолкового и чисто увеселительного героя в костюм женщины с большими бюстом, состоящем из золота. И вот тут мы должны серьезно, ощущая весь драматизм проливаемой (но почти не показываемой) крови, чувствовать "эпик до мурашек"? Да, и уж если дальше лезть, то стоит на минуту перестать есть попкорн под бодрую мелодию развлекательного боевика, и попытаться взглянуть трезвым взглядом на экран, тогда поймёшь, что в этой битве то и дело видишь красивые и эффектные, но совершенно бессмысленные и часто бессвязные сцены и мизансцены. Например: король эльфов врывается на своём пафосном лосе, сметая охапку орков рогами своей "лошадки", дальше бедное животное сбивают стрелами, а эльф в красивой позе замирает, окруженный орками...что за этим следует? Ничего. А на что ещё сложнее закрывать глаза, так это на отсутствующую правдоподобность: иногда её заменяет действительно завораживающая искусственность, но бывает всё же и так, когда наблюдаешь откровенную халтуру в боевых сценах, в которых уже сам видишь более десяти простых способов расправиться с тем или иным участником сражения. Ах, да, ещё эти все ребята в кустах: и вот одни врываются в битву, и вот другие, какие ещё невидимые ружья не выстрелили? "А, вот ещё, чёрт, у нас же пять воинств - зовите орлов!" В сценарии то и дело происходит какой-то дуболомный вброс, а иногда и выброс, когда каких-то персонажей наоборот просто убирают с хода битвы. Можно конечно сказать, что я как обычно придираюсь: всё это было и во "Властелине колец". Но во-первых - не в таких масштабах. А во-вторых - повторюсь, на фоне эффектных, но не особо логичных сцен сражений была убедительная, трогающая атмосфера, здесь же сказка, а в своём увеличенном состоянии - цирк.  Во "Властелине колец" сражались за семьи, близких, родину, великую миссию, в конце концов, за ощутимое на экране Средиземье, сражались, потому что был ужасный враг. В "Хоббите" сражаются за золото, за гору, потому что так вышло, и потому что надо отомстить. Впрочем, к финалу фильма всё это потеряет значение: кому досталось золото, гора и всё остальное, какой вообще исход? Какая разница? Порубились зато знатно. А сражались в итоге за дружбу и любовь. От этого только грусть.

"Ты что это!? На гнома заглядываешься!?"
Потому что любовь и дружбу оценить здесь сложно, она в фильме есть, но за живое не берёт: отношения между персонажами так же незамысловато показаны, как и сами персонажи.

А уж когда дело доходит до самой раздражающей и безвкусной линии второго и третьего "Хоббита" - истории любви между эльфийкой Тауриэль и "одним из тринадцати гномов", которая ещё и предстаёт в виде убогого треугольника-квадрата с Леголасом и его папашей с невразумительным характером - Трандуилом - хочется стать последним циником и плюнуть в экран. Героине Эванджелин Лилли (к которой я после LOST относился хорошо, а вот теперь вынужденно похолодел) желаешь скорейшей смерти, чтобы этого всего уже не было, а получаешь вместо такой радости до самого конца сказочный идиотизм, связанный со всеми персонажами этого клубка. "Я не дам вам уйти", "Если хочешь выгнать её, придётся выгнать меня", "Почему мне так больно?", "Это была настоящая любовь", "Я не вернусь" (ПОЧЕМУ!?)... "Иди найти Арагорна" - ну это ещё нормально, опять же на чувство к "Властелину колец" немножко надавили (с явным умыслом это делали периодически, не перебарщивая, на протяжении всех трёх фильмов). В страшном сне нам всем когда-нибудь приснится мелодрама от Питера Джексона - это будет действительно за гранью. Наверняка это будет "ромком" про то как приличная белая девушка полюбила бедного черного парня из гетто. Почему так вышло? Во "Властелине колец" тоже была история любви между героями, представляющими разные расы, но это не выносило мозг. Нет, в одну реку точно не зайдешь два раза. Один раз режиссер уже расширил роль одной эльфийки по имени Арвен - тогда роль страдающей дочери Элронда о любви с самим Арагорном, к тому же со своей личной драмой, была исполнена характерной Лив Тайлер. Многие отмечали, что линия была очень "втиснутой", но никто не плевался - она была красива, а Арвен представляла из себя нечто действительно неотъемлемое и оригинальное для мира Средиземья. Тауриэль в "Хоббите" является эльфийкой, которая "Леголас в юбке", но из не столь высокого рода и бла-бла-бла. В конце концов, сам Леголас без Гимли интересен только потому, что знаешь каким он станет во "Властелине колец".

"А почему меня так мало?
Я так-то даже в названии фильма есть."
С гномами всё получше, и у них только одна проблема - их слишком много. Тяжело запомнить не только как они выглядят и какие у каждого из них характеры, но и как их вообще зовут, и сколько их. К счастью, с ними невинный хоббит Бильбо, который озарял всю эту компанию три фильма не только как самый лучший персонаж, но и как наиболее радующий актёр - Мартин Фриман несомненно главный бриллиант этого фильма со своими яркими и честными эмоциями в актерской игре, ему легко доверяешь в этом испаряющемся приключении. Но и тут есть из-за чего расстраиваться. Начиная со второй части, он, как несомненно изначально главный герой, начал растворяться. В третей части уже нет никаких сомнений - он с самого начала задвинут, вытолкан, как совершенно второстепенный герой, а фильм на долгие два часа был оставлен без ключевого героя вообще. Вот честно, роль любого из двух центральных хоббитов во "Властелине колец" - и то была более полно реализована, и это при наличии большого количества богатых персонажей там же. Это не есть хорошо, потому что ни, хаотично перемещающийся по всему Средиземью, ослабевший Гэндальф, ни эльфы из "Санты-барбары", ни бард, который, ну вот, любит семью и конечно же по традициям семьи обязан убить Смауга, ни Торин Дубощит, испытывающей в этой части палитру внутренних переживаний, глубина которых не уходит ( в т.ч. и на лице Ричарда Армитэджа) за пределы банальности и простоты, никто из них не тянет на героя, который мог бы тянуть фильм. Самые смачные актёры собираются в одной, вообще левой, сцене и они воплощают наиболее крутых героев Сарумана, Галадриэль, Элронда и в особенности Саурона, но всё это пятиминутный, и достаточно халтурно-корявый фан-сервис, опять же на радость поклонникам "Властелина колец". Мартина Фримана должно было быть больше: его комичный и простодушный персонаж был теплым и не смущал шутками в духе современных блокбастеров, однако под конец понимаешь, что он тут в этом ложном эпосе вообще ни к месту, а потому в один моменты сценаристы от безысходности даже просто берут и вырубают Бильбо: "Пусть лежит без сознания, что ещё с ним делать".

 "- Эй, бард, да ты кто такой?
- Ну я тут как бы драконов убиваю
при помощи своих детей.
- Дракула, всё с тобой понятно"
"Хоббит: Битва пяти воинств" - это исход противоречивых чувств. Юмор то здесь нельзя назвать однозначно плохим, но он явно не в духе этой фэнтезийной вселенной и лишен душевности. Виды красивые, но локаций всего несколько, а прекрасное Средиземье уже не видится, как нечто цельное. Музыка Говарда Шора очень хороша, но этот его саундтрек никогда не захочешь добавить в коллекцию, чтобы раз за разом прослушивать фильм заново. Битва выглядит дорого и во многом мощно, но она дырявая и не продуманная в мотивационных сюжетных моментах, несмотря на всю свою подробность и более часовую длительность. Следить за некоторыми повествовательными линиями интересно, но вознаграждений никаких не следует: фильм половину из них обрывает, а другую половину закрывает абы как. Отдельные сцены позволяют вспомнить, что когда-то их режиссер снял одну из самых мощных и чувственных по постановке и сюжетному драматизму сцен (кульминация внутри Ородруина в  "Возвращении короля"), а другие сцены напротив только лишь делают из "Хоббита" ещё один не очень умный современный блокбастер.

Фэнтезийный блокбастер несомненно топ-уровня (всякие "Дракулы" даже рядом не стояли), он и в третий раз попадёт у меня в список лучших фильмов года. Но будет, как и предыдущие два фильма, относительно забыт. Тогда, когда "Властелин колец" открыл для нас новый недостижимый уровень значения слова "эпичность" в кино, и показал каким величественным и успешным по всем фронтам может быть фэнтези, "Хоббит" не только не повторил этот уровень, но и в качестве "революции" дал нам всего лишь "48 кадров на большом экране".

И будем до конца честны, у приключения про то, как гномы пошли возвращать свою родину, почти не было и шанса сравниться с приключением про то, как братство отправилось на миссию по уничтожению Кольца Всевластья. И у третьего фильма, в котором и приключения то уж не осталось, рассказывающего про местечковую битву жадных рас, не было шанс сравниться с эпосом о решении судьбы всего Средиземья. Не стоило и пытаться сравниться. Но что сделано, то сделано. Слоган фильма: "Последнее путешествие в Средиземье". И теперь в этом сравнении, в этом статусе фильм в глазах некоторых неспокойных зрителей (читай: меня, например) выглядит как блеклая тень "Властелина колец".

В итоге самой лучшей сценой фильма становится тот волшебный момент, когда в конце ждёшь, что вот-вот сейчас включат "Властелин колец", накатывает запредельное чувство ностальгии или благовейного трепета - ну сейчас то начнётся настоящая сага о Средиземье... Но чудо так и не случается.

Эх, всё было бы в этом мире куда лучше, если бы сначала была снята трилогия "Хоббит", а только бы потом "Властелин колец". Относиться к воплощению Средиземья в кино было бы легче.


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

Вердикт: Жаловаться на такое кино не очень приятно. Оно во время просмотра оставляет много ярчайших впечатлений. Задаешься вопросом: а когда в следующий раз будет такое же крутое фэнтези? Ответа не находишь, и начинаешь ценить этот фильм и всю трилогию сильнее. Несмотря на долю тупой эффектности, чуть ли периодически не докатывающейся до дешевого пафоса, "Хоббит: Битва пяти воинств" ведь не опускается до уровня совсем уж безмозглого зрелища. Это всё ещё объёмный, богатый фильм, сделанный несомненно с большим талантом и умением. От режиссера "Властелин колец".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кинонеделя #4 - Наплыв годноты: Breaking Bad, How I Met Your Mother, Gravity, Metallica, Pieta, Upside Down и это ещё не всё...

На прошедшей неделе я познал у видел столько всего впечатляющего, принадлежащего миру кино, что этого оказалось даже слишком много. Поэтому чтобы написать нормальный пост обо всём этом мне бы понадобился наверное целый день и  в итоге я решил схалутрить и практически ничего не писать. Но это ни в коем случае не передоз, и я хотел бы чтобы каждая неделя у меня содержала столько хорошего кина. Кино прошлой недели Это должен был быть огромный постище, который никто бы не смог дочитать до конца, уснув где-то в лавинах букв во время чтения.  А ещё мне лень. Поэтому я просто выкладываю наглядный список годноты огромным шрифтом. Чем больше шрифт, чем более продукт меня впечатлил. А ниже списка тысяча картинок из этих самых продуктов и видеообзоры к фильмам (без спойлеров конечно), премьеры которых я посмотрел на прошлой неделе. К некоторой годноте из списка ниже, у меня есть чувство, что я должен буду ещё обязательно вернуться в этом блоге, потому что иначе неприлично -_-. Ещё как

"Лето"

Покопался в поиске метких твитов об очень хорошем, тихом и громком, крутом, чувственном, грустном и теплом, романтично черно-белом и окрашенным молодостью, свободолюбивом (#ЭтогоНеБыло) фильме Кирилла Серебренникова , название которого созвучно и переплетается с названием "Кино", и в той же степени что и "Кино" - заголовок рассказывающий о рок-группе, в той же степени "Лето" может считаться полноценной биографией о  Викторе Цое и отчасти о Майке Науменко, чьего персонажа в приятном исполнении Ромы Зверя , впрочем можно счесть и главным - фильм вообще с разной степенью восхищения легко воспринимать в довольно просторном диапазоне, для этого воздуха в нём достаточно, а биографические обязательства здесь скорее могли бы даже больше сковывать картину, но ей и с ними удалось душевно сдружиться. И поэтому можно говорить, что в итоге главное здесь конечно же само лето, нечто маленькое и широкое, моментальное и бесконечное - буквальное в том числе, но конечн

Смена ролей

В связи с созданием канала на платформе Яндекс Дзен - там очень легкий, удобный и приятный дизайн - стоит заявить, что немного меняется предназначение этого блога, который я всё же по-прежнему считаю главной личной страничкой в сети. Тексты, посвященные, например, мнениям о просмотренных свежих новинках теперь будут появляться в Дзене, то же самое скорее всего будет с другими подобными текстами, посвященным определенным произведениям в стандартной форме. Что же тогда останется здесь? Хочется надеяться, что получится адаптировать блог как раз для более личных, свободных постов, не привязываемых так жестко к тому, что претендовало бы на сухое звание обзора, рецензии, структурированной подборки - это вовсе не означает, что теперь буду писать здесь не про фильмы, игры или музыку, а только какую-то фигню из личной жизни. Напротив, все эти медиумы составляют серьезную часть личного опыта, поэтому именно такая их роль может быть и будет реализована в дыхании обновленного блога.

"Головоломка"

PIXAR снова сделали это. При помощи своего удивительного воображения они оживляли бездушные игрушки, машины, делали из насекомых, рыб, крыс, роботов персонажей с человеческими сердцами, трогающих и детей и взрослых, и вот, наконец, они добрались до самой интимной области, которая и является самой родной для PIXAR - сознания человека. И здесь, на этой бескрайней почве они посадили растение, из которого выросло поразительное новое творение. Про него в первую очередь хочется сказать следующее: настолько много фантазия PIXAR ещё не восхищала! Авторам хотелось аплодировать, и весь зал, полный детей и взрослых, аплодировал. Как это часто бывает: удивляющая воображением идея получает достойную реализацию - ты с жадным интересом наслаждаешься этой реализацией. А через тридцать минут всё затухает. Идея реализована, раскрыта и... закончилась, осталась лишь на её основе линия истории, возможно даже интересная и оригинальная, но уже точно не поражающая воображением авторов, чувством открыти

Кинонеделя #7 - Слабенькая неделя

Период небольшой передышки, и ещё время, когда осень уже окончательно перешла к состоянию "уже ближе к зиме, чем к лету". Не только по календарю, но и по погоде и по ощущениям, и даже атмосфере. 5 видеороликов прошлой недели Это не видео, появившееся на прошлой неделе, это всего лишь ролики, так или иначе связанные с кино, которые я посмотрел на прошлой неделе (может быть даже не в первый раз), и которые хотелось бы отметить. Испанский ужастик "Репортаж 3" (или "Репортаж со свадьбы" ) стал известным фейлом для почти всех любителей франшизы. Вместо охрененного, близкого по атмосфере к первым частям приквела, мы получили какую-то трэшовую зарисовку с зомбаками на свадьбе, мало как связанную с каноничными первыми частями Ещё тогда, когда фейл третей части ничего не предвещало, а официальных трейлеров или каких-либо других видео не было и в помине, на Кинопоиске я наткнулся на тизер к фильму "Репортаж 3". В последствии выяснилось,