Если вам очень понравилась спортивная драма 2012 года "Легенда №17", и тогда вы наверняка испытываете какой-то прилив патриотических чувств, радуясь победам отечественного спорта, то нет варианта лучше в эти новогодние праздники посреди довольно мрачных для российского спорта времен, чем сходить в кинотеатр на "Движение вверх". Картины объединяют общие продюсеры и хорошо зарекомендовавший себя в разных работах сценарист Николай Куликов. "Движение вверх" похожим образом рассказывает драматическую киноинтерпретацию реальных событий (в данном случае фильм, проявляя милую оригинальность, открывается фразой "основано на реальном событии") с одним из самых знаменитых триумфов среди вообще любых успехов сборных команд в СССР.
Однако, несмотря на известность события, тот факт, что здесь речь идёт не про суперпопулярный у нас в стране хоккей, а всё-таки про исконно не такой сильный баскетбол - делает успех в плане теплоты приема, и, уже похоже состоявшийся, не менее важный коммерческий успех картины ещё более восхитительным. И хотя конечно сама история победы сборной СССР по баскетболу в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене над непобедимой американской командой - чудесный сюжет прямиком из жизни, экранизация которого явно напрашивалась (а после феерического успеха зрелищной "Легенды №17" и была даже как будто неизбежной), сама сущность события, вся главная мощь которого укладывается в буквальном смысле в три секунды, вовсе не облегчала путь для создания качественного драматического фильма, а скорее наоборот усложняла. Как не свести картину в тупое предшествие желанной кульминации, чем таким не менее значительным наполнить сюжет, какую тональность выстроить в различных ключевых моментах истории, как определить и расставить акценты, сбалансировать повествование, сделать его на всей дистанции динамичным и не скучным, а как это ещё всё потом достойно исполнить на съемочной площадке?
Сама игра - "финальный матч СССР - США" - ключевое событие как спортивной истории, так и несомненно фильма, делающего очевидную и самую крупную ставку непосредственно на него (съемки были действительно массивными), заслуживает отдельных слов, мало связанных с цельным образом произведения. Это большая кульминационная часть втягивает зрителя внутрь непосредственно себя, и снята она - без каких-либо поправок на то, что кино российское - действительно шикарно, способна вызвать истинный восторг. И если мы захотим проводить сравнение всё с той же "Легендой №17", то по этой позиции качества спортивной драмы "Движение вверх" скорее всего точно выиграет, как произведение более сильно сколоченное.
Ярким примером точного попадания в плане принятия этой части фильма публикой станет история из моего кинозала - про одного из зрителей в возрасте всего где-то девяти лет, чьё внимание по ходу ленты было заметно расфокусировано. Это мальчик, которой периодически явно терял некоторый интерес к кинорассказу, пропускал большую часть шуток или драматических уколов, а в другие моменты вынужден был задавать вопросы наподобие: "Мама, а кто такие коммунисты?", в ту минуту, когда в двух разных углах кадра смело появился (и оставался до конца всего "эпизода"), далее натурально обновляемый, счёт матча "США - 0, СССР - 0", несомненно встрепенулся и затем, так уже и не опускаясь спокойно на свое кресло, находясь в полностью завороженном состоянии, до самого конца картины был прикован к происходящему на экране, видимо не зная исход матча, проявлял какие-то действительно потрясающие эмоции сопереживания, пристально наблюдая за практически полностью экранизированным ходом спортивного противостояния - снятого крутыми планами, с бодрым, ритмично выдержанном монтажом, и в самые эпичные моменты - в банальном, но эффектном slow-mo. И явно не только потому что сам матч был несомненно такой яркий, интересный, а потому что всё так представлено - зрелищно, кинематографически вкусно, и одновременно четко, понятно, с другой стороны разнообразно, а ещё с одной стороны натурально и живо, в итоге всецело захватывающе.
Но конечно не будет честным рассматривать "Движение вверх" только в плане ласкающей блокбастерной экранизации знаменитого матча и заветных трех секунд в его сумасшедшем окончании - тем более даже во всё этом нет чего-то откровенно сверхъественного для спортивной драмы. То, что происходит до неё - вот что действительно становится проверкой на прочность, которую картина режиссера Антона Мегердичева с оговорками, но выдерживает. Снова, важно понимать, это происходит только в том случае, если вас устроила суммарно "Легенда №17" - какие-то структурные детали здесь сильнее (например, количество основных героев и работа с ними), какие-то слабее, но по сути грехи у фильмов близкие. Это манипулятивная и в этом деле слишком прямая спортивная драма, с типичными и далеко не всегда такими уж необходимыми интонациями, иногда скудными, натянутыми акцентами, с обилием тривиальности в деталях, морем пафоса, в том числе поглощающем в один момент аккуратные и симпатично оформленные, а в другой заметно обнаженные искусственно-драматичные диалоги. Этот бич как будто неискоренимой частички фальшивости кажется неизлечимым для картин такого размаха в разделе российских спортивных драм, каким бы уровнем сценария и постановки они не обладали. Уже честно испытываешь жажду по такому же дорогому на вид фильму, где всего этого не будет, потому что так или иначе подобные штампы несомненно тяжело отражаются на чистой ценности произведения, и в то же время абсурдно смиренно, положив руку на сердце нужно признать, что всё-таки во время просмотра зрелищного биопика, претендующего на звание российского блокбастера, такие характерные "особенности" остаются совершенно терпимыми.
Терпимые - это просто слабенькие и едва ли даже жалкие моменты, но и это ведь не полная картина длинного произведения (хронометраж - 133 минуты). Есть в этой киноработе и сильные содержательные стороны - в лучшие моменты (и здесь мы вновь оставляем в сторонке выбивающуюся и стоящую особняком умопомрачительную и особо затратную постановку игры против сборной США) "Движение вверх" оказывается картиной остроумной, актуальной, сердечно сыгранной, трогательной и болезненной, дающей простор для достаточно широкого восприятия выбранных тем, даже когда сама сцена может казаться очевидной и вовсе не тонкой. Это во многом благородно старающийся быть честным, всё же душевный фильм, пускай и также откровенно эксплуатирующий эти свои достоинства с почти всегда читаемой нацеленностью в конкретные болевые и другие точки - впрочем, даже как-то странно требовать было бы от такого творения чего-то большего. В данном случае вряд ли приходится сомневаться, что без особо упертого снобизма уж точно можно радоваться тому, как наше напыщенное, но не всегда качественное кино из разряда нацеленных на большую аудиторию, ударило в такую громогласную точку истории спортивных успехов страны.
Комментарии
Отправить комментарий