Убежден, что "мама!" должна очень неплохо заходить огромной аудитории, и только с двух противоположных краев она способна вызывать отторжение у тех, кто будет в итоге реагировать с одним и тем же возгласом "ЧТОВООБЩЕ!", но только с разными интонациями. Действительно, кажется, что новое творение Даррена Аронофски отлично подходит для ловли в кинозалах по крайней мере двух ядовитых групп зрителей:
- Одних можно охарактеризовать как, извините, "тупые пожиратели попкорна", и они входят в ступор, задаются вопросом "Что вообще происходит", крутя пальцем у виска, разбиваясь о какие-то свои жанровые устои и штампы продуктового кино, о которых травматическая, самостоятельная "мама!" явно не заботится, при этом ими и не пренебрегая.
- Вторые - это некоторые разновидности снобов-критиков - всех их тут на этом фильме точно не поймаешь, но какие-то себя обличат, особенно если их степень мизантропии значительно не соответствует (и в плюс, и в минус) таковой, исходящей от Даррена Аронофски. Их высокомерное "Что вообще происходит" строится в виде ослепленной зацикленности на прямоте, топорности, легкости формы, примитивности увиденной образности и метафоричности повествования - так якобы нельзя, это хаотично и нелепо, несерьезно, по-детски, фарс, посмешище и т.д.
Не оказаться в числе первых совсем легко: вовсе не нужно пачками смотреть одно лишь авторское кино и уж тем более необязательно иметь за спиной "Антихриста" Фон Триера. Всего лишь достаточно соответствовать совсем уж рядовым условиям. К ним, например, относится отсутствие заболевания "православие головного мозга", а также здоровое, подготовленное к свободе художественного выражения восприятие психологического хоррора, когда от зрителя ценится вовсе не знание шаблонов жанрового продукта, а способность эмпатии не сколько к любому человеку, сколько к нестандартному состоянию, утрированной ситуации, а также с другой стороны осознанное представление о существовании в неидеальном и нелепом мироустройстве подавляющей греховности, без розовой пелены перед глазами. И уж совсем будет прекрасно, если зритель видел до этого хотя бы два любых фильма Даррена Аронофски, из которых ему совсем не сложно будет сложить примерный характер, стиль и настроения "мамы!" - здесь может помочь и вызывающий "Фонтан", и жесткий "Реквием по мечте", или как в моем случае - сложение таких разных картин, как "Черный лебедь" и "Ной", из которых на удивление как раз весьма ярко и вырисовывается существование "мамы!".
В конце концов, можно с уверенностью сказать, что Аронофски точно снимает не какое-то нишевое, а вполне массовое кино, которое может принять любой зритель - то немногочисленное в наши дни большое и порой достаточно дорогое кино, активно притягивающее любителей в т.ч. и попкорна, являясь в первую очередь всё-таки авторским, ручной работой видного режиссера-визионера - почти как, например, картины Кристофера Нолана - совершенно мейнстримовые, но при этом стоящие в этом мейнстриме особняком. У Аронофски ярче всего в этом плане выступил его "Ной", но там были причины, по которым можно было заявить, что психологический библейский киноэпос вышел не до конца удачным. За блистательное выступление в этой зоне (хоть и не в статусе блокбастера) хочется ценить и "маму!", про которую очень сложно будет заявить посетителю мультиплекса, что здесь какие-то проблемы с темпоритмом, что кино не зрелищное, занудное - короче, сложное для его восприятия. Вовсе ничего подобного - думается, что сложно найти человека, который при всей сюрреалистичности картины, обвинит "маму!" даже в "непонятности", о никакой интеллектуальной работе зрителя фильм в обязательном порядке точно не говорит, а не понять свои собственные ощущения, становящиеся в данном случае краеугольными, человек вряд ли может себе позволить. И всё же, фильм несомненно провокационный, насыщенный аллюзиями и тонкими многослойными моментами, наглый в структурном развитии, по-хорошему дикий и сумасшедший - и разве что только это может взывать отторжение у рядового зрителя, но если он внимательно переварит первую минуту фильма, приняв её как не просто эффектное интро, а как существенную мистическую вводную, на которой и будет строиться его отношения с зятагивающей картиной, то проблем у него возникнуть дальше с перевариванием развивающегося и раскрывающегося потрясающим образом повествования случиться не должно - он уже не будет концентрироваться на поиске в действии убедительности реализма или объяснения его отсутствия.
Что же касается снобов, то здесь типичная проблема узости принципиальных и часто сковывающих высоких требований к искусству или запрос к художественным заявлениям как таковым. Отвержение авторского слова, как абсолютного права, что в конце концов приводит к неспособности такого зрителя к необходимому погружению и соприкосновению с этим самым произведением. Совершенно уверен, что, освиставшие в Венеции новый фильм Аронофски, критики - это люди того же типа, что например, писали про кино Дэвида Линча, примерно следующее: "Он снял что-то безбашенное, но совершенно забыл, что постороннему человеку вовсе неинтересно находиться в чужом сне.". Нет, Аронофски конечно далеко не Линч, свои сны он в кино откровенно не перекладывает, его отличает во многом совсем разные позывы и методы, но он так же занимается магией манипулятивного кино, в котором несомненно царствует чистое авторское видение, конструкция своих идей, но вовсе не забывается про зрителя, такого же человека как и автор, и поэтому критик с каменным выражением лица, всеми силами сопротивляющийся даже праву на то, что им можно манипулировать, принимающий это изначально в штыки, конечно же должен испытывать особую враждебность к такому произведению, упираясь в тупую мысль о том, что его хотят одурачить. "мама!" бесспорно строится на эмоциональном контакте, ощущениях, её именно что нужно переживать, испытывая на себе опыт - динамика служит этому, вся съемка, которая по большей части состоит из крупных планов, прицепленных к Дженнифер Лоуренс, направлена на создание, работоспособность этого экспириенса. Великолепное исполнение этой цели и ведет к тому, что несомненно погружающийся в шикарнейшую атмосферу зритель с превеликим удовольствием и охотой наслаждается творящимся экранным безумием, в какой-то момент перетекающим в вакханалию, а вся стройная комплекция сюжета, о симбиозе в котором напишу далее, несомненно является ключевым, но всё же второстепенным элементом силы фильма. В первую очередь, действительно, фильм Аронофски не ставит перед собой цель рассказать какую-то важную революционную историю, а являет собой одновременно и дерзкую искрометную выходку умелого режиссера, и его мощный внутренний порыв. Даже само, во всех смыслах кричащее, название картины, которое дразнит того же сноба эпатажем, на самом деле и прямо говорит о сердце (поразительно, что и в совсем буквальном смысле...) картины. Просто спокойно разберите заголовок: мама с маленькой буквы и с восклицательным знаком на конце - после просмотра фильма название легко синхронизируется с увиденным. Конечно по всем этим причинам это кино стоит оценивать с позиции изображения, заложенного кинематографически ощущения огня внутри него, говорить о том как оно мастерски, виртуозно снято и сделано - какой здесь саспенс во многих пожирающих тебя с головой сценах, какой напористый, легко обходящийся без музыкального сопровождения, звуковой дизайн, как мощно впивается в тебя ощущение опоры места, роль персонажей, окружение и чувства растерянной героини. Какой это в итоге классный психологический, а затем психоделический триллер или даже может быть хоррор, пускай он всё равно далек от шедевра и способен местами разочаровывать, когда, например, по ходу своего развития не являет собой желанное полноценное киношное крещендо, а финальный климакс оказывается здесь не столь изящным и слабее, чем в "Черном лебеде".
Очевидно, что самым важным в "маме!" является киноязык, следующее за этим качество постановки и постпродакшна, и на выходе желанная волшебная выразительность и эмоциональная связь между режиссером, героями, историей, и в итоге зрителем - то, что и является единственной настоящей основой сопереживания происходящему, а отнюдь не субъективное воззрение, соорудившее здешний, во многом свободный сюжет. Отношение к общему содержанию уже не так важно, но и оно не лишено своей притягательности, так что к нему всё-таки.
Далее спойлеры.
Симбиоз
Он:
- Есмь
- Бог
- Сатана
- Отец
- Начало
- Творец
- Писатель
- Поэт
- Автор
- Художник
- Режиссер
- Мужчина
- Хозяин
Она:
- Земля
- Природа
- Богородица
- Дева Мария
- Любовь
- Мать
- Муза
- Вдохновение
- Женщина
- Домохозяйка
- Дом
Самое прекрасное в этой многослойности, что кино классно выглядит на всех пластах восприятия истории, как единое метафизически целое - все эти имена героев на самом деле представляют стройным образом одну прямолинейную, но комплексную, крепкую, но видоизменяющуюся человеческую историю, что позволяет одновременно рассматривать произведение и через различные узкие щели и в то же время в более широком абстрактном виде. Всё это как раз выявляет в нём искреннее волнительное авторское творение режиссера, создающего кино, абсолютно соответствующее современному миру - оно актуальное и универсальное, отвечает на экзистенциальные, социальные запросы времени, так как в нашем мире та же роль Бога уже давно не ограничивается исключительным неоспоримым Всевышним, и сакральность куда плотнее и глубже может находить воплощение в представлениях о взаимодействии человека с человеком и его миром, поэтому с каким-бы уклоном различный зритель кино не воспринимал, он так или иначе будет интерпретировать символически и метафорически его верно:
- Прав будет и Антон Долин (легко способный раскопать библейский сюжет в последних "Трансформерах") и какие-то другие критики, которые четко по полочкам разложат виртуозные детали сюжета картины в форме авторского видения метафорической экранизации Нового и Ветхого Завета.
- Правы будут и люди, которые очень интимно воспринимают творческую стезю (Творец - не только Бог, но и Я), они несомненно с первой до последней строчки фильма имеют возможность испытать горькую и в целом мизантропическую, безумную, претенциозную, но ироничную, смешную и очевидно самокритичную картину-фантасмагорию про процесс создания.
- В конце концов, абсолютно как рыба в воде должны себя чувствовать в этом фильме люди, которые в курсе того, что феминизм стоит на повестке дня, да и вообще любой человек, склонный в первую очередь к извлечению социальной основы истории. Это так удивительно, но совсем легко представить вовлеченного в "маму!" зрителя, который за несколько часов до этого с не меньшим увлечением смотрел, например, телешоу "Мужское/Женское".
Правы будут все они в равной степени, потому что несомненно "мама!" является, полной символических тонкостей (а иногда и толстых обращений), реакцией на наш несовершенный с разных сторон мир - в котором все эти темы находят отражение в жизни, чувствах или философии современного человека, переплетаясь, и на психологическом уровне оказываясь родственными, питающимися из одних истоков.
Комментарии
Отправить комментарий